Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Стив Ривз – настоящий Геракл и в кино, и в жизни

Стив Ривз (Steve Reeves) в роли Геракла Сейчас абсолютно каждый житель Земли, от ребёнка до старика, знает киноактёра и культуриста Арнольда Шварценеггера, но уже мало кто помнит о том, что сам «Железный Арни» является всего лишь подражателем Стива Ривза – человека, который впервые в мире сумел соединить киноискусство и бодибилдинг.

В 1958 году на экраны вышел итальянский фильм «Подвиги Геракла», в котором в роли древнегреческого героя снялся чемпион мира по бодибилдингу, Мистер Вселенная, американец Стив Ривз (Steve Reeves).

До этого в кинематографе уже были случаи, когда на роли приглашали спортсменов, например, чемпион мира по плаванию Джонни Вайсмюллер снимался в роли Тарзана, но актёр-культурист появился на экране впервые.

Стив Ривз в роли Геракла поразил кинозрителей не только героическими подвигами, но и выдающимся телосложением и уникальными силовыми трюками – никто и никогда ранее в кино не гнул железо в таких количествах (на фото как раз виден соответствующий фрагмент из фильма).

Фильм «Подвиги Геракла» со Стивом Ривзом в главной роли был дублирован на множество языков, и обошёл кинотеатры почти всего мира, а к 1959 году побил все рекорды того времени по кассовым сборам.

После фильма «Подвиги Геракла» Стив Ривз продолжал сниматься в итальянских фильмах на исторические темы: «Геракл и царица Лидии» (в американском кинопрокате – «Геракл Освобождённый»), «Последние дни Помпеи», «Ужас варваров», «Троянская война», «Марафонская битва», «Ромул и Рем», «Легенда об Энее», «Хаджи-Мурат – белый дьявол», «Сын Спартака», «Багдадский вор», «Пират Морган», «Пираты Малайзии», «Сандокан, тигр южных морей».

Все эти фильмы, как и «Подвиги Геракла», дублировались на иностранные языки, и их смогли посмотреть кинозрители из очень многих стран мира.

Особенно популярными среди зрителей стали фильмы о Древней Греции и Древнем Риме. Благодаря актёрской игре Стива Ривза во всём мире проснулся интерес к античной истории, к древнеримской и древнегреческой мифологии. Дошло до того, что даже в не слишком интеллектуальной Америке статуэтки и футболки с изображением Геракла сравнялись в продаже с изображениями Микки-Мауса.

Интерес к античности, возникший среди широких слоёв населения благодаря Стиву Ривзу, не утихает до сих пор, и американский кинематограф этим успешно пользуется (достаточно вспомнить относительно недавние суперпопулярные фильмы «300 спартанцев» и «Троя»).

Личная популярность Стива Ривза оказалась столь высока, что он в буквальном смысле не мог и шагу ступить, чтобы не наткнуться на толпу своих почитателей и почитательниц. Даже для того, чтобы просто выйти из дома, ему приходилось попросту раздвигать своими мощными руками столпившихся в ожидании его поклонников и поклонниц, и порой значительная часть дня у него уходила на то, чтобы раздавать автографы.

Особенно «доставала» его любовь чрезмерно восторженных поклонниц, принимавшая просто гипертрофированные формы. Вот, например, что писала американская пресса в октябре 1960 года:

По всей Америке молодые девушки буквально атакуют кинотеатры, где идут его фильмы. Один из владельцев кинотеатров жаловался на то, что вынужден менять портрет Стива в натуральную величину по три раза в день. «Буквально через пару часов его невозможно узнать – он весь покрыт губной помадой!» – говорит он. Однажды Стив вышел прогуляться по итальянской Ривьере, и был буквально атакован группой женщин, после чего, весь покрытый губной помадой, вынужден был спасаться бегством, чтобы остаться целым.

Вряд ли у кого-то язык повернётся назвать Арнольда Шварценеггера секс-символом, скорее это воплощение силы, чем сексуальности, но вот его предшественник Стив Ривз воспринимался именно как символ мужской сексуальности и привлекательности. Приведём опять же цитату из американской прессы того времени:

Карабинеры пытаются удержать толпу женщин разного возраста. Вдруг раздается истеричный крик и он сливается в один громкий стон, переходящий в завывания. Из лимузина вылезает сам СТИВ РИВЗ, одетый в рубашку без рукавов, открывающую его великолепные плечи и бицепсы. Сегодня он такой же секс-символ, как Мэрилин Монро. 20 секретарей не успевают разбирать те 5 000 писем, которые приходят Стиву каждый день. Для замужних женщин он – воплощение мужественности. Мужчинам показывают девушек с красивыми телами, и им это нравится. Но почему же не показывают девушкам красивых мужчин? Психологи говорят о том, что женщины устали лидировать, им хочется подчиняться. Они смотрят на Стива и представляют себя рядом с ним.

Вселенская женская любовь к Стиву Ривзу сыграла решающую роль в популяризации бодибилдинга. Мужья, остро чувствовавшие свою «недокачанность», и соответственно, гораздо меньшую привлекательность для своих «вторых половинок» по сравнению со знаменитым актёром, начали стараться хоть как-то исправить положение. Когда какого-нибудь Майкла или Джорджа ночью жена называет Стивом, тут хочешь – не хочешь, а придётся постараться выглядеть не хуже, и хоть что-то для этого сделать.

После выхода на экраны фильмов со Стивом Ривзом только в США более пяти миллионов (!) мужчин пошли качаться в спортзалы, чтобы выглядеть так же, как он. Такого наплыва посетителей в «качалках» до этого не было никогда!

Конечно, Стив Ривз не может считаться основателем бодибилдинга (культуризма), однако для того, чтобы сделать бодибилдинг популярным в широких народных массах, Стив Ривз сделал больше, чем любой другой человек на Земле. Он не читал лекции о пользе «качки», никого не уговаривал, он просто появился на киноэкране, и люди сами захотели построить такое же телосложение.

Однако затем, помимо личного примера, Стив Ривз сделал ещё и литературный шаг к популяризации бодибилдинга – он написал книгу «Построение классического телосложения. Натуральный путь» (её можно скачать бесплатно, об этом подробнее в конце статьи).

В этой книге, помимо чисто спортивных рекомендаций и приведения различных комплексов упражнений для тренировок, Стив Ривз отстаивает в качестве основного принципа бодибилдинга отказ от анаболических стероидов, а в качестве основной цели культуризма – построение классического телосложения по античным канонам, кроме того, раскрывает ряд деталей своей биографии.

А биография Стива Ривза такова:

Стив Ривз (полное имя – Стивен Лестер Ривз) родился 21 января 1926 года в городе Глазго, штат Монтана, на северо-западе США, в семье провинциального бизнесмена.

Впервые в жизни Стив Ривз участвовал в соревнованиях в шестимесячном (!) возрасте – мать принесла его на конкурс «Самый здоровый младенец в округе Дэниэлс», и младенец Стив этот конкурс выиграл.

Когда Стиву Ривзу было всего полтора года, его отец погиб от производственной травмы, после чего мать взяла ребёнка и переехала жить к своим родителям, а затем – в город Окленд, штат Калифорния.

В школе Стив Ривз стал чемпионом по армрестлингу, а в 1940 году, в 14-летнем возрасте, он стал тренироваться с отягощениями, специально для построения атлетического телосложения.

В 1944 году Стив Ривз был призван в американскую армию, и после трёхмесячной подготовки его отправили на Филиппины, где происходили бои между армией США и армией Японской Империи (захватившей Филиппины в 1941-1942 годах). Стив Ривз принимал участие в боевых действиях. Как пишет он в своей книге, «Один из моих друзей погиб недалеко от меня – ему оторвало обе ноги и он погиб почти мгновенно. Второго моего друга ранили в живот и его кишки просто вывалились и висели снаружи».

К маю 1945 года Филиппины были полностью освобождены от японцев, однако в июне Стив Ривз заболел малярией, и проболел два месяца. К моменту его выздоровления Япония уже капитулировала, и он был направлен для дальнейшего прохождения службы в составе американских оккупационных войск на территорию Японии. В сентябре 1946 года он демобилизовался, и вернулся домой.

Стив Ривз решил профессионально заниматься бодибилдингом, и с 1947 по 1950 год выиграл последовательно ряд соревнований – от «Мистер Западная Америка» до «Мистер Вселенная».

Затем Стив Ривз стал участвовать в различных телевизионных и радиопередачах, и начал сниматься в кино в эпизодических ролях. Однако подлинную славу, как уже говорилось выше, ему принесла роль Геракла в 1958 году. Он снимался в основном не у американских, а у итальянских режиссёров, поэтому с 1957 по 1968 год жил в Италии и Швейцарии.

Ещё на съёмках фильма «Последние дни Помпеи» в 1959 году Стив Ривз получил тяжёлую травму плеча, когда его колесница врезалась в дерево. Все трюки он выполнял только сам, без всяких каскадёров-дублёров, и последствия хронической травмы ощущались всё сильнее, поэтому в 1968 году Стив Ривз был вынужден завершить свою кинокарьеру, после чего в том же году вернулся в США и поселился на своём ранчо в Калифорнии.

У Стива Ривза нашлись последователи не только в бодибилдинге, но и в кинематографе. Именно его пример побудил Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне сниматься в кино.

Что касается личной жизни, Стив Ривз был три раза женат.

Первый раз он женился в 1955 году на актрисе Сандре Смит, однако уже через год, в 1956 году, они развелись. Причины такого быстрого развода неизвестны.

Затем у Стива Ривза был длительный роман с партнёршей по съёмкам в фильмах «Подвиги Геракла» и «Геракл и царица Лидии» («Геракл Освобождённый»), актрисой Сильвой Кошчина (причём и в фильмах у них тоже была любовь – Сильва Кошчина играла возлюбленную Геракла, Иолу), однако в итоге они расстались.

В 1964 году Стив Ривз женился на Алине Цартавич, происходящей из рода польских князей Радзивиллов. С ней он счастливо прожил 25 лет. В 1989 году Алина умерла от инсульта.

Третий раз Стив Ривз женился в 1994 году на Деборе Энгельхорн, с которой прожил до самой смерти.

Скончался первый в мире киноактёр-культурист 1 мая 2000 года, в возрасте 74 лет.

Стив Ривз был тем человеком, который продвинул бодибилдинг в широкие массы, однако в современном бодибилдинге те принципы, которые были изложены Стивом Ривзом в книге «Построение классического телосложения. Натуральный путь», оказались позабыты.

Современные чемпионы бодибилдинга в большинстве своём прочно сидят на стероидах, и стараются добиться не классического античного телосложения, а максимальной раскачки мышц без всяких разумных пределов.

В результате своей внешностью они скорее напоминают мечту людоеда, чем мечту нормальной женщины. Автору данной статьи довелось лично увидеть российского бодибилдера – неоднократного участника международных соревнований, а также поговорить с людьми из неспортивного мира, которые довольно давно его знают, в том числе и с женщинами. И практически у всех впечатление одно и то же – «ходячий бифштекс».

Как это ни печально, но бодибилдинг времён Стива Ривза безвозвратно ушёл в прошлое. В нынешние времена количество мышц стало безусловно преобладать над их качеством. Объём перестал быть показателем силы, и стал просто показателем объёма.

Однако в случае со Стивом Ривзом его мускулатура была не сама по себе, не ради самой себя. Его телосложение было в первую очередь показателем силы и здоровья. Про гнутьё металлических предметов на киносъёмках уже говорилось, но Стив Ривз этим не ограничивался. Например, он легко подтягивался на одной руке (чего большинство современных чемпионов по бодибилдингу сделать уже не в состоянии).

Понятно, что людей, занимающихся спортивной гимнастикой, подтягиванием на одной руке удивить довольно сложно, однако Стив Ривз прославился и другими трюками, повторить которые сможет явно не каждый спортсмен-гимнаст.

Например, Стив Ривз поднимал зубами вес 91 кг. Именно держа вес зубами. Много ли найдётся современных спортсменов, чьи зубы и челюсти способны выдержать подобную нагрузку? Однако для Стива Ривза в этом трюке не было никакой особой сложности.

Главный секрет силы и здоровья Стива Ривза заключался в том, что он был категорическим противником анаболических стероидов, и никогда их не принимал. Более того, Стив Ривз был противником вообще любых лекарств. Вот что он пишет в своей книге «Построение классического телосложения. Натуральный путь»:

Я всегда считал, что любое лекарство, принятое внутрь, нарушает естественную биохимию организма, а значит – потенциальная угроза здоровью, сокращающая срок жизни.

Кому-то такая позиция покажется неприемлемой. Ведь на лекарствах фактически основана вся современная цивилизация. Однако Стив Ривз относился к лекарствам именно так, как он написал. Возможно, благодаря такому подходу к медицине он стал одним из самых сильных и здоровых людей своего времени.

Скачать книгу Стива Ривза «Построение классического телосложения. Натуральный путь» (в русском переводе) можно бесплатно на этом сайте.

Биографии
История
Музыка
Природа