Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Пасодобль Espana Cani – цыганская музыка,
ставшая символом Испании

Самой известной и часто исполняемой в мире испанской мелодией является пасодобль «Espana Cani» (его можно скачать в Интернете бесплатно в mp3 формате, ссылка в конце статьи), однако многие любители музыки даже не догадываются, что это инструментальное произведение обязано своим появлением скорее цыганам, чем испанцам.

Как это ни парадоксально, но два самых известных «испанских» музыкальных стиля, фактически олицетворяющих собой музыкальную культуру Испании – пасодобль и фламенко – это этническая музыка испанских цыган.

К российским цыганам испанские цыгане имеют весьма отдалённое отношение – они связаны общим историческим происхождением (из Индии), однако у них разные самоназвания (у испанских – «кале», у российских – «рома»), разные языки, да и по своей культуре испанские цыгане гораздо ближе к испанцам, чем к российским цыганам.

Поэтому не удивительно, что музыка и танцы испанских цыган были безоговорочно восприняты самими коренными испанцами как свои собственные. Перефразируя известную фразу советского писателя Исаака Бабеля, «невозможно понять, где начинаются цыгане и заканчиваются испанцы, и где начинаются испанцы и заканчиваются цыгане».

Появление музыкального стиля «пасодобль» связано с двумя испанскими достопримечательностями, одна из которых когда-то наводила ужас на всю Европу, а вторая до сих пор вызывает благородное возмущение у всевозможных защитников животных. Речь идёт об испанской пехоте и об испанской корриде.

Испанская пехота в XVI-XVII веках была сильнейшей армией Европы, и первой в мире армией, массово перевооружившейся огнестрельным оружием (мушкетами). Испанская коррида (бой человека с быком) – это обычно первое, что приходит на ум иностранцу при слове «Испания».

Что же связывает пасодобль с корридой и пехотой? Пасодобль (pasodoble, от испанского «paso doble» – «двойной шаг») – это музыка, под которую первоначально маршировали испанские солдаты («раз-два», «левой-правой» – отсюда и название «двойной шаг»), а затем эта музыка стала служить фоном для корриды, и под неё вышагивали тореадоры на арене.

Сейчас под музыку «пасодобль» по всему миру исполняется особый бальный танец, в котором имитируются движения тореадора перед быком во время корриды.

В жанре «пасодобль» написаны десятки мелодий, но самой известной среди них, ставшей настоящей классикой данного жанра, является пасодобль «Espana Cani», который написал Паскуаль Маркина Нарро (Pascual Marquina Narro) – один из популярнейших композиторов Испании 1920-х годов, известный как «rey del pasodoble» («король пасодобля»).

Что же касается названия знаменитого пасодобля «Espana Cani», то произносится оно как «Эспанья Каньи», а переводится с испанского языка на русский как «Испанский цыган».

Мелодия была написана в 1925 году, и первоначально называлась «El patronista Cani» – в буквальном переводе «Покровитель цыган», а по смыслу это даже скорее переводится как «Цыганский барон».

Паскуаль Маркина Нарро (Pascual Marquina Narro) посвятил эту музыку своему другу и поклоннику, цыганскому барону Хосе Лопесу де ла Оса (Jose Lopez de la Osa), жившему в испанском городе Альманса (Almansa).

Что интересно, Паскуаль Маркина Нарро написал пасодобль «Espana Cani» (первоначально называвшийся «El patronista Cani»), находясь в дороге – пока он ехал на поезде из Альмансы в Мадрид. Как вспоминал сам композитор, вдохновение пришло к нему, когда он вслушивался в стук колёс, и тогда он прямо в вагоне набросал ноты.

Впервые этот пасодобль был исполнен военным оркестром Мадридского полка инженерных войск, специально приехавшим для этого в Альмансу, прямо на улице перед домом Хосе Лопеса де ла Оса. Чувствуете, насколько авторитетным деятелем был этот высокопоставленный цыган, если военный оркестр специально прибыл из столицы к нему в провинцию, чтобы сделать приятное? По крайней мере, пока не приходилось читать или слышать, чтобы на улице перед домами советских или российских цыганских баронов играли столичные военные оркестры.

Вскоре пасодобль «Espana Cani» («El patronista Cani») исполняли уже по всей Испании, и ни одна коррида, ни одно торжественное мероприятие, ни один праздник не обходились без этой музыки, завоевавшей сердца испанцев.

В 1926 году автор переименовал пасодобль «El patronista Cani» в «Espana Cani» – то есть, «Цыганский барон» стал называться «Испанским цыганом». Причины, по которым это было сделано, остаются неизвестными.

С 1926 года пасодобль «Espana Cani» начинает массово распространяться на граммофонных пластинках, а в 1928-1931 годах на эту музыку было написано несколько текстов, но особой популярности они не получили – всё-таки музыка корриды по своей природе инструментальная, и тексты для неё не нужны.

В 1930-х годах пасодобль «Espana Cani» начинает своё победное шествие по Европе, но с некоторой трансформацией – корриды в других европейских странах не было, и под эту музыку стали исполнять «танец испанских цыган», который до сих пор входит в обязательную программу любых конкурсов и соревнований по спортивным и бальным танцам.

В 1934 году пасодобль «Espana Cani», написанный Паскуалем Маркина Нарро, наконец-таки добрался до СССР; у нас он был записан оркестром под управлением Фердинанда Фердинандовича Криша. В марте 1934 года «Грампласттрест» выпускает пластинку именно с этим пасодоблем, однако на этикетке было указано буквально следующее: «Испанский танец» /МАРКИНА/ исп. концертный оркестр п/у. Ф. Ф. Криш.

Как это вообще было характерно для редакторов «Грампласттреста», они «слышали звон, да не знали откуда он». С пасодоблем «Espana Cani» советские аудиопираты (а гонорары буржуазным композиторам не платили принципиально), поступили точно так же, как поступали с множеством других зарубежных произведений – неточно переводили название мелодии, и неточно или неполно указывали автора (а иногда и вообще не указывали).

Однако это дело уже прошлое, и сейчас в любой российской школе бальных танцев, где разучивают тореадорские движения «танца испанских цыган», все прекрасно знают, что этот пасодобль называется «Espana Cani», а написал его Паскуаль Маркина Нарро.

Если говорить о чисто музыкальных особенностях, пасодобль «Espana Cani» условно состоит из трёх частей, плавно переходящих одна в другую: первая часть маршевая – коррида начинается и тореадоры проходят перед зрителями по арене, вторая часть – это битва быка с тореадором, и третья часть – ликование по случаю победы над быком.

Без пасодобля «Espana Cani» уже невозможно представить традиционную испанскую музыку, но всё же необходимо понимать, что эта мелодия фактически не только испанская, но и цыганская.

Скачать пасодобль «Espana Cani», написанный композитором Pascual Marquina Narro, в формате mp3, можно бесплатно на этом сайте.

Биографии
История
Музыка
Природа