Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Якоб Гаде (Jacob Gade)

Если вспоминать стереотипы, сложившиеся о разных народах мира, репутация у датчан почти такая же, как у эстонцев – про них обычно думают, что это люди такие флегматичные, медлительные, абсолютно спокойные, и человеческие страсти им совершенно чужды. Однако композитор-датчанин Якоб Гаде (Jacob Gade) этот стереотип своей динамичной и страстной музыкой полностью опроверг.

Датский композитор Якоб Гаде (Jacob Gade) Якоб Гаде (Jacob Gade) родился 29 ноября 1879 года в городе Вайле, в центральной части Дании, в семье музыкантов. Его полное имя – Якоб Туне Хансен Гаде (Jacob Thune Hansen Gade). Нередко возникают трудности в произношении и написании его имени и фамилии – встречаются такие варианты, как Яков Гаде, Якоб Гадэ и англизированный вариант Джейкоб Гейд, хотя правильно – Якоб Гаде, с ударением на первый слог.

Якоб Гаде научился играть на музыкальных инструментах уже в раннем детстве, а в возрасте 9 лет даже выступал в качестве трубача в составе нескольких оркестров. В 12-летнем возрасте он переключился на скрипку.

Сочинять собственную музыку Якоб Гаде начал в подростковом возрасте, и поначалу это были вальсы, польки и кантри. А затем его жизнь круто переменилась.

В 16 лет молодой музыкант решил пуститься в самостоятельное плавание, и уехал на заработки в столицу Дании – Копенгаген.

Первые два года он развлекал игрой на скрипке полупьяную публику в разных мелких кафе и забегаловках, денег едва хватало на кормёжку, а про жильё можно было даже не мечтать – Якобу Гаде доводилось спать где придётся, нередко даже просто на полу под лестницей в подъезде какого-нибудь дома. По современной российской терминологии, он был в то время фактически бомж.

Однако в 18 лет Якобу Гаде крупно повезло – его пригласили играть на скрипке в оперетте в ночном развлекательном центре «Frederiksberg». Откуда про него там узнали – история умалчивает. Возможно, кто-то из посетителей кафе, где он играл на скрипке, заметил, что парень играет замечательно, и рассказал про него кому-то из знакомых, тот ещё кому-то, а этот кто-то – кому-то ещё, уже из числа руководителей «Фредериксберга», и таким вот образом датское «сарафанное радио» в итоге и помогло молодому таланту.

В конце XIX века ночные заведения в Дании очень резко отличались от современных ночных клубов – никаких там «кислотных диджеев», никакой укуренной публики, всё чинно и благородно. И помимо всего прочего, там платили уже совершенно другие деньги по сравнению с кафешками для пролетариев.

Наконец-то Якоб Гаде смог получать более-менее приличную оплату за свой труд.

В 1903 году Якоб Гаде создал свой собственный оркестр, и дирижировал уже не только в ночных опереттах, но и в элитарных отелях перед важными заграничными гостями.

Формального музыкального образования у Якоба Гаде не было, и в 1909 году, в 30-летнем возрасте, он попытался поступить в Королевскую консерваторию датской музыки, однако его не приняли, мотивировав это тем, что он слишком стар, чтобы учиться.

С 1914 года оркестр Якоба Гаде стал играть на сеансах немого кино, и эта музыка была единственным звуковым сопровождением тогдашних фильмов. Параллельно композитор пишет вальсы, которые даже стали известны за границей, и Якоб Гаде получает прозвище «Датский король вальса».

В 1919 году Якоб Гаде уезжает работать в США, где сначала дирижирует оркестрами во время показов немого кино, а затем его приглашают играть в филармоническом оркестре Нью-Йорка.

В 1921 году Якоб Гаде (Jacob Gade) вернулся в Данию, и стал дирижировать в копенгагенском кинотеатре «Palads». В 1929 году появилось звуковое кино, и оркестры при кинотеатрах стали не нужны. Множество профессиональных музыкантов оказались безработными, но для Якоба Гаде эти перемены оказались безболезненными.

Ещё в середине 1920-х годов он стал писать танго, и хотя эта латиноамериканская музыка входила в диссонанс с датским национальным темпераментом, у Якоба Гаде неплохо получалось.

Звёздный час Якоба Гаде настал в 1925 году, когда он написал «Цыганское танго ревность» (Jalousie, Tango Tzigane), переименованное затем просто в «Ревность» (по-английски – «Jealousy»). Это танго было написано для звукового сопровождения американского фильма «Don Q. Son of Zorro», но затем оно стало расходиться по всему миру с сумасшедшей скоростью, без привязки к фильму.

Датчанин-флегматик смог передать в этой мелодии поистине южную страсть, и не случайно, что танго «Ревность» до сих пор слушают во всех странах мира, хотя другие танго и вальсы Якоба Гаде уже давно и прочно позабыты.

Гонорары, получаемые за исполнение танго «Ревность», позволили Якобу Гаде как бы уйти на пенсию – он купил домик в деревне, где и поселился вместе с женой, продолжая время от времени сочинять музыку, которая, однако, не имела уже такого успеха, как «Jealousy».

В 1956 году композитор основал «Фонд Якоба Гаде», для финансовой поддержки молодых талантливых музыкантов. Престарелый композитор не забыл, как в юности ему пришлось бомжевать и пробавляться случайными заработками, и не хотел, чтобы молодые датские таланты испытывали такую же нужду.

Якоб Гаде умер 20 февраля 1963 года, в возрасте 84 лет. Его Фонд действует и поныне, выплачивая стипендии одарённым музыкантам. Но главная память о композиторе – это его несравненное танго «Ревность», ставшее самым популярным танго XX века.

Статья по теме:

Что побудило Якоба Гаде написать танго «Ревность»

Биографии
История
Музыка
Природа