Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Композитор Макс Кюсс – краткая биография

Макс КюссНаписать биографию российского и советского композитора Макса Кюсса, автора вальса «Амурские волны» – задача дольно сложная, так как существуют две разных версии относительно даты и места его рождения, а точные обстоятельства и дата его смерти вообще не известны, и по этому поводу есть лишь предположения. Однако попробуем описать то, что нам известно об этом выдающемся музыканте.

Макс Авелевич Кюсс родился 20 марта 1874 года в Одессе – крупнейшем городе на юге Российской Империи, на побережье Чёрного моря (сейчас Одесса входит в состав Украины). Одесса в ту пору была не только самым большим южнороссийским городом, но и крупнейшим морским портом, через который проходило более 90% всего российского экспорта.

Есть версия, что М.А. Кюсс родился в 1877 году в городе Шавельске (ныне г. Шяуляй в Литве), однако факты свидетельствуют о другом – согласно документам из личного дела военнослужащего Кюсса М.А., хранившимся в Центральном государственном архиве Советской Армии, родился он именно в Одессе, и именно в 1874 году.

Макс Кюсс родился в бедной еврейской семье. В конце XIX – начале XX вв. население Одессы на 34,4% состояло, как было принято выражаться в то время, из «лиц иудейского вероисповедания», которые говорили в основном на русском языке (10% одесских евреев вообще не знали еврейского языка, остальные знали, но предпочитали в быту разговаривать по-русски), и по своему образу жизни и материальному положению они практически не отличались от одесситов христианского вероисповедания.

С раннего детства Макс Кюсс любил музыку, и хотел научиться играть на музыкальных инструментах, однако бедность родителей не способствовала исполнению этого желания. Максу Кюссу пришлось работать учеником жестянщика, но больших денег эта работа не приносила. Однако ему всё же удалось накопить денег на уроки музыки, и он научился играть на кларнете.

Вскоре его жизнь переменилась по известному принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Макса Кюсса призвали в армию, и зачислили в «музыкантскую команду», как в ту пору назывался военный оркестр. Кстати, служили в армии по призыву тогда не один год, как сейчас, а целых пять лет. Тем не менее, армия дала возможность Максу Кюссу заниматься любимым делом – играть на музыкальных инструментах.

По завершении службы в военном оркестре Макс Кюсс поступил в Одесское музыкальное училище, и после его окончания в 1903 году снова вернулся в армию, но уже не призывником, а как сейчас бы сказали, «контрактником». Было ему в то время 27 лет.

Макс Кюсс получил назначение в 11-й Восточно-Сибирский пехотный полк, дислоцировавшийся во Владивостоке, на должность капельмейстера (дирижёра военного оркестра).

Кстати, многие могут задать вопрос – а для чего в армии вообще нужна музыка, какая от неё польза на войне?

Военная музыка зародилась ещё в армиях Древнего Мира, в качестве средства передачи управляющего сигнала от командующего к подчинённым. Переносных раций в то время не было, а докричаться своим голосом полководец мог лишь на ограниченное расстояние, при этом визуальные сигналы, типа взмахов флажками, в пыли и суматохе боя можно и не заметить, да и видно их тоже лишь вблизи. Поэтому полководцы древности придумали передавать команды с помощью очень громкой музыки, издаваемой большим количеством барабанов и духовых музыкальных инструментов.

Каждой команде соответствовала определённая мелодия. Командир через посыльного передавал команду в оркестр, а музыканты играли соответствующую мелодию, которую было слышно на расстоянии до нескольких сотен метров, а то и нескольких километров, в зависимости от условий местности. Естественно, противник тоже всё слышал, и мог расшифровать команду, но других способов мгновенно довести команду до исполнителей древние технологии не позволяли.

Управление с помощью музыки в кавалерии немного отличалось от управления в пехоте, и связано это с особенностями верховой езды. Нелегко играть на барабане, сидя верхом на коне, однако играть на трубе можно даже сидя верхом. Поэтому из музыкальных средств передачи команд в кавалерии применялись только духовые инструменты. Кроме того, из-за меньшей численности, а следовательно, и меньшей пространственной растянутости кавалерийских подразделений, команды передавал обычно не целый оркестр, а только один трубач.

Всё это закончилось во второй половине XIX – начале XX вв., когда из-за массового применения мощных артиллерийских снарядов музыку стало просто не слышно в грохоте боя, и одновременно появились такие средства связи, как полевой телеграф, полевой телефон и полевые радиостанции, а также сигнальные ракеты.

Музыканты остались в армии в качестве «декоративного приложения», и использовались в основном на торжественных мероприятиях и военных парадах, а в боевой обстановке выполняли роль вспомогательной рабочей силы, по типу «принеси-подай», и чаще всего занимались эвакуацией раненных с поля боя.

Вот в это переломное для военной музыки время Макс Кюсс как раз и возглавил полковой оркестр во Владивостоке. В следующем, 1904 году началась Русско-японская война, продолжавшаяся до сентября 1905 года, и капельмейстер Макс Кюсс вместе со своим полком был направлен на фронт, в Маньчжурию (Северо-Восточный Китай), где развернулись боевые действия.

Максу Кюссу повезло – он прошёл всю войну без единой царапины, и после заключения мира вернулся со своим полком во Владивосток.

Необходимо сказать, что Макс Кюсс был не просто дирижёром военного оркестра, но и композитором – он и сам активно сочинял музыку, и за свою жизнь создал более 300 (!) музыкальных произведений.

Написанный им полковой марш был даже удостоен высочайшей награды со стороны вдовствующей императрицы Марии Федоровны (вдовы бывшего императора Александра III, который, кстати говоря, отличался крайним антисемитизмом, и, будь он жив, вряд ли бы одобрил супругу, отметившую заслуги еврея). Вдовствующая императрица наградила Макса Кюсса именными золотыми часами.

Однако самым известным произведением Макса Кюсса стала музыка сугубо гражданская – в 1909 году он написал знаменитый вальс «Амурские волны», и впоследствии получил известность именно как автор этой замечательной музыки.

В Первую мировую войну 1914-1918 гг. Макс Кюсс служил капельмейстером в 5-й Донской казачьей дивизии, а после Октябрьской революции и победы большевиков Макс Кюсс продолжал службу капельмейстером уже в Красной Армии, в 416-м стрелковом полку, а затем дослужился до командира музыкального взвода Кремлёвского почётного караула.

Ушёл он в отставку в 1927 году, в возрасте 53 лет, и вернулся из Москвы в Одессу.

При этом не исключено, что его отставка могла быть вызвана не столько возрастом, сколько недостаточной преданностью Коммунистической партии и коммунистической идеологии. Как было указано в аттестации, утверждённой его начальством, «Тов. Кюсс … Политически отсталый и в этом отношении работает над собой недостаточно». Видимо, не хотелось Максу Авелевичу на старости лет штудировать труды Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. А для Кремлёвского почётного караула это был серьёзный недостаток.

Вернувшись в Одессу, Макс Кюсс работал преподавателем в Военно-музыкальной школе – это был аналог Суворовского училища, только специально для будущих военных музыкантов, и туда набирали в основном бывших детдомовцев.

В 1941 году началась Великая Отечественная война, Одесса была захвачена немцами, и первое, что они делали на оккупированных советских территориях – загоняли евреев, не успевших эвакуироваться на Восток, в специально созданные гетто, а затем их расстреливали. Уничтожение евреев Западной Европы началось значительно позднее, в 1943 году.

Макс Кюсс эвакуироваться из Одессы не успел, и вместе с другими евреями 67-летний композитор попал в Одесское гетто. Последний раз его видели живым зимой 1941/1942 гг., когда его вёл по улице немецкий конвой. Что произошло с Максом Кюссом после этого, и при каких обстоятельствах он умер, в точности не известно.

Существует версия, имеющая хождение среди старых одесситов (правда, документально не подтверждённая), что конвой доставил Макса Кюсса к одному из высших офицеров СС, который слышал об известном композиторе, и этот эсэсовец потребовал, чтобы М. Кюсс сыграл нацистский партийный гимн «Хорст Вессель». И Макс Авелевич его сыграл, но в такой издевательской манере, что эсэсовский «меломан» буквально взбесился, и приказал заживо сжечь Макса Кюсса в Одесских каменоломнях.

Так погиб выдающийся музыкант и композитор, написавший одну из красивейших инструментальных мелодий начала XX века.

Статья по теме:

Почему композитор Макс Кюсс назвал свой вальс «Амурские волны»

Биографии
История
Музыка
Природа