Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Повседневная жизнь в Древнем Египте – есть ли
что-то общее с современной Россией?

Что делает похожей современную Россию во времена президентов на Древний Египет во времена фараонов? Странный вопрос, не так ли? Между тем, если внимательно присмотреться к обычаям, традициям и особенностям жизни людей в Древнем Египте, можно с удивлением обнаружить немало схожего с современной российской действительностью.

Наиболее полная и детальная картина жизни в Древнем Египте содержится в книге французского египтолога Пьера Монтэ «Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов» (скачать эту книгу можно бесплатно, ссылка приводится в конце статьи).

Сначала несколько слов об авторе. Пьер Монтэ (иногда фамилию пишут по-русски как Монте) является одним из наиболее выдающихся учёных-египтологов Франции, да и всего мира. Большую часть своей жизни (1885-1966) Пьер Монтэ посвятил изучению древнеегипетской истории, проведя на раскопках в Египте, а также в Сирии и Ливане (входивших в состав империи фараонов) в общей сложности несколько десятков лет.

Благодаря раскопкам, проведённым Пьером Монтэ, были обнаружены заброшенные древние города, в разное время являвшиеся столицами Египта – Танис, Пер-Рамсес и Аварис, а также масса древних гробниц, храмов и сооружений в других исторических местах на территории бывшего государства фараонов.

Обнаруженные в ходе раскопок здания, памятники, предметы быта, произведения искусства, картины, древнеегипетские документы – папирусы, надписи на стенах, рисунки, орудия труда, и т.д., позволили Пьеру Монтэ произвести реконструкцию всех сторон жизни Древнего Египта, воссоздать детали повседневной жизни всех сословий и социальных групп египтян, от слуг и рабов до жрецов и фараонов.

Кроме того, Пьер Монтэ внимательно изучал труды других египтологов, сопоставлял их со своими научными данными, и был одним из крупнейших в мире специалистов по истории Древнего Египта.

Всего Пьер Монтэ, уже при жизни считавшийся классиком французской и мировой египтологии, написал более 50 крупных научных работ по древнеегипетской истории, но наиболее интересной для массового читателя является книга «Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов», переведённая на русский язык Институтом востоковедения Академии наук СССР.

Эта книга П. Монтэ очень выгодно отличается от произведений большинства советских и российских египтологов: если книги наших учёных написаны таким сухим и занудным языком, что дочитать их до конца – настоящий подвиг, то книга французского учёного написана очень простым, понятным и доступным языком, и читается не сложнее, чем романы Дюма. При этом каждое слово подтверждено конкретным научными данными.

В книге П. Монтэ «Египет Рамсесов» описаны все стороны жизни египетских фараонов, жрецов, чиновников, ремесленников, крестьян, слуг, воинов, и других социальных групп древнеегипетского общества, вплоть до жизни древнеегипетских школьников.

Французский египтолог подробно останавливается на таких темах, как обычаи, традиции, культура, архитектура, гигиена, пища, одежда, украшения, причёски, образ жизни, обучение, праздники, государственное управление, преступность и охрана правопорядка, война и военное дело, домашние и хозяйственные занятия, охота, путешествия и многие другие стороны жизни людей в Древнем Египте.

В книге приведены десятки древнеегипетских картинок и рисунков, обнаруженных при раскопках, так что можно посмотреть, как выглядели древние египтяне, как они одевались, и даже какие были наряды и макияж у древнеегипетских девушек.

На этом столь длинное вступление закончим, и перейдём к сопоставлению древнеегипетской жизни с современной российской. Некоторые совпадения имеются, но разумеется, только частичные.

В крупных российских городах, особенно в Москве, очень много гастарбайтеров, приехавших из южных республик, ранее входивших в состав СССР. Древнеегипетские города тоже не были этнически однородными, и вместе с коренными египтянами в больших городах проживало очень много представителей других народов – ливийцев, негров и азиатов. Сначала иностранцы были рабами, земледельцами, ремесленниками и торговцами, но со временем стали проникать в египетскую армию, и даже в жреческое сословие.

Были случаи, когда представители некоренных народов даже свергали правящие династии, и сами становились фараонами. Например, в последние периоды истории Древнего Египта (Третий переходный период и Позднее царство) страной управляли династии, состоявшие из ливийцев, затем из нубийцев, а затем снова из ливийцев, а коренные египтяне были вынуждены им подчиняться, и платить налоги. А затем Египет был захвачен персами, и вообще перестал быть самостоятельным государством.

Если говорить о благоустройстве, гигиене и домашней обстановке, в Древнем Египте было примерно как у нас: в городах были проложены водопроводы и канализация, естественно, не везде, и на более примитивном технологическом уровне; мебель в домах древних египтян состояла из кроватей, шкафов, столов, стульев, табуреток и кресел; во многих домах были ванные; использовались зеркала.

Что интересно, в Древнем Египте широко использовались чайники с ситечками, а у нас в стране они даже в послевоенное время были редкостью.

Как и многие россияне, древние египтяне содержали домашних животных, в основном собак и кошек. Пьер Монтэ приводит забавный пример, когда на одном из египетских рисунков изображена дрессированная обезьяна, держащая на поводке собаку. Кстати, египтяне надевали ошейники не только на собак, но и на кошек.

Современные российские женщины, и даже многие мужчины, в изобилии используют различные косметические, косметологические и парфюмерные средства.

У древних египтян всё обстояло точно так же. Древние египтяне и египтянки делали маникюр и педикюр, подводили глаза, натирались различными мазями для устранения запаха пота, для очистки и омоложения кожи.

В Древнем Египте использовались средства против облысения и для укрепления волос. Кроме того, как пишет П. Монтэ в книге «Египет Рамсесов», древнеегипетские женщины, дабы устранить конкуренток в соперничестве за мужское внимание, применяли средство для выпадения волос. Стоило подсунуть такое снадобье сопернице, и она могла полностью облысеть. Жестокие нравы были у египтянок. Глаза не выцарапывали, но без волос оставляли.

В одежде, из-за слишком большой разницы в климате, сходства между Россией и Древним Египтом, разумеется, нет. Однако кое-что общее всё же иногда проглядывает.

Летом в сильную жару очень многие россиянки ходят по улицам почти как по пляжу, нося суперкороткие юбочки и шортики, прозрачные маечки, и т.п.; есть одежда или нет одежды – разница невелика. Такой стиль одежды иногда называют «раздежда». Древние египтянки тоже старались одеваться так, чтобы одежда оставалась чисто символической, и не скрывала женские прелести.

В книге «Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов» Пьер Монтэ приводит массу древнеегипетских рисунков с изображениями женской одежды. И надо сказать, что одежды египтянок были настолько символическими и прозрачными, что под ними всё было видно.

А когда в древнеегипетском доме принимали гостей, то, как видно из соответствующих картинок, служанки ходили не просто «топлесс», а даже больше – у них был какой-то чисто символический поясок, прикрывавший спереди самое интересное место, и почему-то небольшая накидка на голове, и на этом всё, больше никакой другой одежды служанки-египтянки не носили, то есть фактически ходили голые. Это напоминает российские стриптиз-бары и некоторые другие развлекательные заведения.

Судя по большинству изображений, стандарт или идеал женской красоты в Древнем Египте был таков: длинные ноги с полными бёдрами, небольшой животик, и маленькая грудь.

Волосы древнеегипетские дамы обычно прятали под накидками. Мужчины же в Древнем Египте и вовсе ходили бритоголовые – прямо как наши «братки» или скинхэды.

Питание древних египтян во многом напоминает российское. В Древнем Египте употребляли в пищу лук, чеснок, редиску, огурцы, арбузы, дыни, говядину, хлеб, мёд, салат. Кстати, египтяне почему-то считали, что салат повышает потенцию у мужчин и плодовитость у женщин. Современные учёные таких свойств у этого огородного растения не обнаружили.

Некоторые обычаи древних египтян напоминают иудейские и мусульманские.

Например, мужчинам в Древнем Египте делали обрезание. Кроме того, древнеегипетский способ убоя скота напоминает иудейскую шхиту и мусульманский халяль – животному вскрывали вену, и дожидались, пока вытечет вся кровь; только после этого мясо животного считалось пригодным в пищу. Кроме того, египтяне не ели свинину.

Возможно, эти древнеегипетские обычаи и традиции были заимствованы иудеями, а от них – мусульманами.

Однако существовал также исключительно древнеегипетский пищевой запрет – нельзя было есть рыбу, хотя очень многие египтяне этот запрет систематически нарушали. Многие, кстати, также уклонялись и от обрезания.

Пьер Монтэ приводит пример, когда царь Пианхи отказался принимать за своим столом правителей Юга и Дельты Нила, потому что они не были обрезаны, и ели рыбу, а это считалось страшным оскорблением для царского дворца.

Но вернёмся к тому, что Древний Египет с Россией не разъединяет, а объединяет.

Сейчас трудно встретить россиянина, который не пил бы пиво. Такие есть, но крайне мало.

Так вот, как сообщает Пьер Монтэ в книге «Египет Рамсесов», национальным напитком древних египтян было именно пиво. Причём начинали пить пиво с очень юного возраста, и при этом с разрешения родителей и с согласия администрации древнеегипетских школ.

Как пишет Пьер Монтэ, «маленький школьник брал из дома корзинку с хлебом и кувшинчиком пива, которую мать давала ему каждое утро».

Как видим, египетским школьникам не надо было прятаться с пивом за углом – заботливые мамаши сами выдавали дитяте дневную дозу слабоалкогольного напитка, дабы в школе жажда не мучила и «трубы не горели».

Конечно, многие российские школяры тоже с удовольствием потягивают пивко, но до статуса официально разрешённого детско-подросткового напитка ему пока ещё далеко, да и пить начинают обычно в старших классах, а не семи лет от роду.

На уроках физкультуры российские школьники прыгают через «козла». В Древнем Египте тоже так прыгали, только в роли «козла» было не искусственное сооружение на ножках, а живые дети, через которых должны были прыгать другие. Эта спортивная игра называлась «козлёнок на земле».

Но так прыгали в основном мальчики, а древнеегипетские девочки водили хороводы, прямо как в старину в деревнях на Руси. Кроме того, девочек в обязательном порядке учили танцевать.

А теперь от детей перейдём к взрослым.

Сейчас в России, особенно в Москве, физический труд считается чем-то позорным, и москвичи перекладывают физическую работу в основном на южных гастарбайтеров, а сами предпочитают работу в офисе с бумажками или с компьютером.

В Древнем Египте физический труд, особенно труд крестьянский, тоже презирался. Египтяне старались найти непыльную работу писцом – на государственной службе или у какого-нибудь богатого человека.

Писцы в Древнем Египте были аналогом российского «офисного планктона», и с величайшим презрением относились к «колхозникам», работавшим на земле в поте лица своего. А ведь если бы не крестьяне, писцы бы умерли с голоду.

Однако древние греки, например, завидовали египетским крестьянам. Древнегреческие историки Геродот и Диодор, лично побывавшие в Египте, отмечали, что земледелие не требует от египтян значительных усилий, и им не приходится так тяжело трудиться на сельскохозяйственных работах, как крестьянам в других странах.

Как и в старину на Руси, древние египтяне пахали плугом, только не на лошадях, а на коровах. Именно на коровах, а не на быках – крупный рогатый скот мужского пола использовался для перевозки тяжёлых грузов. Лошади были редкостью, и использовались в основном в войске – их запрягали в боевые колесницы. Созревшие колосья, как и на Руси, в Древнем Египте жали серпом, а зерно складировали в амбары.

Денежная система Древнего Египта очень сильно напоминала систему бартерного обмена, существовавшую в России в период гиперинфляции начала 1990-х годов.

Деньги в Древнем Египте существовали (известны денежные единицы шетит, дебен и кедет), но за них ничего нельзя было купить – они служили только эквивалентом стоимости товара.

Когда древнеегиптянин хотел что-то купить, ему приходилось найти на ту сумму, которую стоил желаемый товар, какой-нибудь другой товар, который продавец согласился бы принять, то есть, фактически, обменять один товар на другой товар аналогичной стоимости, а просто заплатить деньгами было нельзя.

Такой метод бартерного обмена использовался в Древнем Египте на всех уровнях – по бартеру производились и государственные закупки, и сделки между частными лицами.

Естественно, это было до крайности неудобно, и вызывало споры и конфликты. Как отмечает П. Монтэ, на изображениях торговцев, спорящих по поводу заключения сделки, заметна весьма выразительная мимика.

Переход на чисто денежные расчёты вместо бартерного обмена начинается только в поздние периоды древнеегипетской истории (Новое Царство), и только тогда египтяне получили возможность не меняться товарами, а рассчитываться наличными деньгами.

Одной из самых актуальных проблем российской армии является дедовщина. Была дедовщина и в армии Древнего Египта. Причём избивали в древнеегипетской армии не только «духов», но и курсантов – будущих офицеров, ещё с подросткового возраста начинавших учиться военному делу, и проходивших стажировку в казармах.

Очень показательным является древнеегипетский папирус, найденный и опубликованный британским египтологом Аланом Гардинером, не менее прославленным, чем Пьер Монтэ. Этот папирус содержит воспоминания древнеегипетского офицера о своих молодых годах. П. Монтэ цитирует в своей книге другой, менее интересный отрывок из данного папируса, поэтому восполним пробел здесь:

«Я был ещё мальчиком, когда меня взяли в казарму. Утром вместо завтрака меня угощали тумаком в живот, так что даже в глазах темнело, в полдень вместо обеда – кулаком в переносицу, так что даже лицо распухало. А к вечеру вся голова была в крови и чуть не раскалывалась на части».

Российские СМИ периодически сообщают о вынесении обвинительных судебных приговоров в отношении сотрудников правоохранительных органов за избиение задержанных.

В Древнем Египте избиение задержанных тоже было не редкостью. Скорее, даже нормой.

В книге П. Монтэ «Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов» даже приводится древнеегипетский рисунок, на котором изображена сцена допроса, и допрашиваемых там избивают палками (только не резиновыми, а деревянными).

Пьер Монтэ в своей книге приводит подробности некоторых древнеегипетских уголовных дел, и допрашиваемых там систематически избивали, что было зафиксировано в протоколах. Били до тех пор, пока человек не начинал признаваться.

Тех, кто не признавался, продолжали избивать, и многих забивали насмерть. Сколько таким образом было убито невиновных людей, попавших под подозрение по ошибке, сейчас подсчитать довольно сложно.

Как отмечает П. Монтэ, «освобождали обвиняемых редко», и приводит в книге только один пример, когда некий трубач Амонхау, подозревавшийся в краже, был освобождён после длительных избиений, так как ни в чём не признался, и был признан невиновным.

Как сообщает французский египтолог, существует очень много документов о допросах, после которых нет сведений о дальнейшем решении по делу; вероятно, ошибочно задержанные, так ни в чём и не признавшись, погибали под пытками.

Однако подобную свирепость древнеегипетские правоохранители проявляли только в отношении тех, у кого не было возможности дать взятку.

Вот что пишет Пьер Монтэ в книге «Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов»:

«Все представители власти … беспощадно притесняли простых людей, обкрадывая одновременно народ и фараона. Судьи без стеснения брали взятки, за деньги оправдывали преступника и осуждали невинного, слишком бедного, чтобы им заплатить. Хоремхеб нашел способ покончить с несправедливостью и покарать тех, кто злостно нарушал свой долг. Он издал суровый указ – любой судья, уличенный в злоупотреблениях своим служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос».

Так что по отсутствию носа можно было опознать наказанного древнеегипетского взяточника.

Однако даже такими мерами фараону Хоремхебу не удалось справиться с коррупцией в Древнем Египте, и по указу фараона Сети I чиновников-коррупционеров стали отдавать на земледельческие работы, предварительно отрезав им нос и уши.

Поэтому, если бы у нас оказалась машина времени, и мы переместились бы в Древний Египет, то встретив в поле безносого и безухого египтянина, можно было бы сразу догадаться, что перед нами бывший чиновник, попавшийся на взятках.

Как отмечает П. Монтэ, чиновничий аппарат Древнего Египта постоянно разрастался, постоянно вводились новые должности, «в период Древнего царства титулов и должностей развелось так много, что перечень их заполнил бы целый том», «чиновничье племя стремилось размножиться, а не сократиться».

Это напоминает систематические попытки российского руководства сократить численность госслужащих, и после каждого «сокращения» их фактически становилось больше – в одном месте немного убавлялось, зато в другом месте очень сильно прибавлялось.

Безуспешные попытки вышеупомянутых египетских фараонов Хоремхеба и Сети I обуздать коррупцию не увенчались успехом именно из-за огромной численности чиновничества. За такой огромной массой просто невозможно было уследить.

Чем больше чиновников, тем больше требуется надзирающих за ними контролёров, а также контролёров за контролёрами, и контролёров за контролёрами контролёров, то есть с ростом административного аппарата проблемы нарастают в геометрической прогрессии, а возможности контроля снижаются.

Как очень метко выразился древнеримский сатирик Ювенал, «А кто будет сторожить самих сторожей?».

Кстати, комплектование чиновничьего аппарата в Древнем Египте производилось в основном из детей самих чиновников. Семьи были многодетными, и для каждого сыночка надо было подыскать какую-нибудь должность. А если должностей не хватает – значит, надо создать новые должности.

Кормить всю эту ораву приходилось простому народу, египетским крестьянам и ремесленникам, с которых нещадно драли налоги.

Постепенно чиновников и «силовиков» в Древнем Египте стало настолько много, что их численность в несколько раз превысила численность ремесленников. Приведём характерный пример из книги Пьера Монтэ:

Египетским фараонам для строительства различных объектов был нужен камень «бехен», который добывался в каменоломнях, расположенных в трёх днях хода от города Коптоса (находится поблизости от знаменитого города Луксор с многочисленными храмами и сфинксами).

Фараон Рамсес IV отправил для добычи камня целую экспедицию, в которой числились 9368 человек. Из кого же она состояла? За камнями отправились: высших сановников, в том числе верховный жрец Амона со своими помощниками – 13 человек, чиновников – 50 человек в самой экспедиции и ещё 900 чиновников следовали за ней на некотором расстоянии, офицеров стражи – 50 человек, воинов-египтян – 5000 человек, наёмников – 800 человек, писцов-инженеров – 20 человек, начальников конюшен, конюхов и колесничих – 91 человек, управляющих рыбацких артелей (мобилизованных в принудительном порядке) – 200 человек, работников из храмов – 2000 человек, начальник художников – 1 человек, начальников каменоломен – 3 человека, каменотёсов – 130 человек, рисовальщиков – 2 человека, резчиков по камню – 4 человека, погонщиков быков – 104 человека.

Итак, среди отправившихся в каменоломни было 2555 человек, непосредственно занимавшихся основными или вспомогательными работами или управлявших работниками (писцы-инженеры, начальники каменоломен, начальники конюшен, начальник художников, каменотёсы, резчики по камню, рисовальщики, конюхи, колесничие, погонщики быков, рыбаки и работники из храмов, мобилизованные в принудительном порядке), 963 человека, надзиравших за ходом работ от имени фараона (жрецы и чиновники), и 5850 человек (офицеры, воины-египтяне и наёмники), охранявших работников, чтобы они не разбежались (так как работали за еду – кроме хлеба и пива, ничего за работу не получали).

Итого: работников и управляющих работниками – 2555 человек, а надзирающих и охраняющих – 6813 человек. В процентном отношении получается, что работников и их начальников было 27,3%, а надзиравших от имени государства и охранников – 72,7%.

Один работал, а трое надзирали и охраняли. При этом надо понимать, что надзирающие и охраняющие не сами себя кормят, а живут за счёт тех, кто занимается производительным трудом, и платит налоги, за счёт которых выплачивается зарплата «надзирателям» и «охранителям».

Однако официальным жалованьем и даже взятками древнеегипетские чиновники не довольствовались, и доходило до того, что они начинали заниматься грабежами и разбоем!

Пьер Монтэ приводит примеры, когда чиновники присваивали товары, которые на речных судах везли для фараона из Нубии, завладевали имуществом храмов, уводили в свои поместья в качестве рабов храмовых земледельцев и ремесленников, и даже грабили гробницы фараонов!

Возникали целые банды, состоявшие из мелких чиновников и низших жрецов, промышлявшие ограблением гробниц фараонов и частных лиц. Одна из таких чиновничье-жреческих банд обчистила гробницу того самого фараона Сети I, повелевшего отсекать нос и уши провинившимся чиновникам, и отправлять их на сельхозработы.

Глядя на то, что вытворяло начальство, простые египтяне тоже стали собираться в банды. Как боролись с бандитами? Процитируем Пьера Монтэ: «Грабителей хватают. За малую толику золота их отпускают, и они снова берутся за свое дело».

Однако не будем больше о грустном, а напишем о чём-нибудь весёлом. Например, как веселились молодые египтяне.

Про питьё пива с детских лет в статье уже упоминалось, поэтому не удивительно, что когда древнеегипетские детишки подрастали, пьянство становилось у них устойчивой привычкой.

Они посещали увеселительные заведения, где, как пишет П. Монтэ, пили сверх меры, «потом оказывались на улице в безобразном состоянии и, шатаясь, тащились наугад, чтобы свалиться где-нибудь в сточную канаву или пострадать от бессмысленной драки». Согласитесь, для некоторых россиян это тоже характерно.

Естественно, в Древнем Египте были не только негативные и мрачные традиции и обычаи, было довольно много позитивного, просто в рамках короткой статьи не хватит места, чтобы рассказать полностью обо всём.

Лучше прочитайте книгу великого французского египтолога Пьера Монтэ – в ней содержится масса фактического материала, основанного строго на исторических источниках, и после прочтения этой книги можно составить целостную картину того, как жили люди в Древнем Египте.

Скачать книгу Пьера Монтэ «Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов» можно бесплатно на этом сайте.

Биографии
История
Музыка
Природа