Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Танго «Брызги шампанского» и вино «Советское шампанское»

Как и многие другие популярные мелодии прошлых лет, изестнейшее довоенное танго «Брызги шампанского» (которое можно скачать в Интернете бесплатно, о чём подробнее в конце статьи), не избежало путаницы и споров о том, кто является настоящим автором этой музыки.

В послевоенное время, особенно в 1970-1980-е годы, в музыкальных радиопередачах и музыкальных справочниках в качестве автора танго «Брызги шампанского» обычно указывался прославленный латвийский и советский композитор, «король танго» Оскар Строк. Однако со временем выяснилось, что Оскар Строк, хотя и создал много других замечательных мелодий в стиле танго, к «Брызгам шампанского» не имеет никакого отношения.

Так кто же написал эту музыку, под которую танцевали, знакомились и влюблялись наши бабушки и дедушки?

Впервые в Советском Союзе танго «Брызги шампанского» было издано в 1937 году на граммофонных пластинках советской организацией «Грампласттрест». Автор мелодии на пластинках указан не был, а в качестве исполнителя значился «орк. п/у Люиси» (то есть, «оркестр под управлением Люиси»). Фамилия «Люиси» явно иностранная, и это безусловно указывает на то, что советская грампластинка была всего лишь копией какой-то иностранной.

В Интернете широко распространилась версия, что автором данной мелодии является бразильский композитор Жозе Мария де Луккези (Jose Maria de Lucchesi), эмигрировавший впоследствии во Францию, а сама мелодия в авторском варианте называлась «Espuma de Champagne», что буквально означает «Пена от шампанского».

Однако данная версия вызывает серьёзные сомнения. Во-первых, во всех иностранных публикациях о жизни и деятельности Жозе Мария де Луккези ни разу не упоминается о том, что он якобы написал мелодию «Espuma de Champagne», или хотя бы дирижировал оркестром, исполнявшим мелодию с таким названием – об этом пишут лишь русскоязычные авторы, но не иностранные. Во-вторых, фамилия Луккези (Lucchesi) никак не может быть переведена как «Люиси» – слишком разное и непохожее звучание и написание, чтобы так ошибиться.

Поэтому, к сожалению, реального автора мелодии танго «Брызги шампанского» мы до сих пор не знаем, и даже не знаем, кто такой был Люиси, оркестр под управлением которого исполнил ту запись, которая широко разошлась на советских пластинках. Очевидно лишь то, что данная мелодия имеет иностранное происхождение.

Выпуск советской пластинки с записью танго «Брызги шампанского» (1937 год) был явно приурочен к началу производства самого популярного в Советском Союзе праздничного слабоалкогольного напитка «Советское шампанское», относящегося к разряду игристых вин (то есть шипучих, насыщенных углекислым газом, образующимся в результате природного брожения).

Появление «Советского шампанского» в двадцатую годовщину победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года стало знаковым и очень важным для советского народа событием.

Шампанское вино, происходящее из французской провинции Шампань, считалось в дореволюционной Российской Империи аристократическим, «господским» напитком. Сословные различия в царской России были чётко выражены, и являлись почти непреодолимым барьером между людьми, происходившими из различных социальных слоёв.

Как заметил французский путешественник маркиз де Кюстин, посетивший царскую Россию, «Если бы в жизни светского общества было меньше роскоши и неги, положение простого народа внушало бы мне меньше жалости. Богатые здесь не сограждане бедных».

Высшие слои дореволюционного российского общества вели демонстративно-роскошный образ жизни, очень сильно отличавшийся от образа жизни простого народа – крестьян, рабочих, прислуги. Проявлялось это абсолютно во всём, в том числе и в потреблении алкогольных напитков и культуре застолья.

Грубо говоря, «господа» пили благородные французские вина и закусывали ананасами и рябчиками, а «мужичьё» должно было пить водку или самогон, и закусывать кислой капустой, а то и занюхивать рукавом. Шампанское для простого народа оставалось недостижимой мечтой.

Советский писатель А.С. Новиков-Прибой, служивший до революции на Русском императорском флоте, в своей книге «Цусима» вспоминает о том, как в 1905 году русская эскадра плыла на Дальний Восток, чтобы принять участие в войне с Японией. Для многих эта война закончилась гибелью. Очень показательным в книге «Цусима» является следующий эпизод: матросы обнаружили в трюме корабля ящики с шампанским, и один из матросов сказал: «Эх, хоть бы перед смертью отведать господского напитка!».

Партия большевиков, пришедшая к власти в октябре 1917 года, уничтожила сословные различия, и такие понятия, как «господа» и «господские напитки», ушли в прошлое. В 1924 году глава советского правительства, председатель Совета Народных Комиссаров СССР Алексей Иванович Рыков поставил перед отечественными виноделами следующую задачу: сделать такое игристое вино, которое стало бы доступно самым широким слоям трудящихся. Шампанское должно было превратиться из «господского напитка» в напиток для всех. Молодое Советское государство не могло себе позволить импорт французского шампанского, поэтому потребовалось разработать технологические схемы для собственного, отечественного производства аналогичного вина.

Экономическое положение в СССР было очень тяжёлым, давали о себе знать последствия Гражданской войны, которая вызвала разруху и полную дезорганизацию хозяйственной жизни, поэтому процесс очень сильно затянулся, однако в итоге успех был достигнут. Была разработана технологическая схема для производства советского игристого вина, очень похожего на французское шампанское. Это вино получило название «Советское шампанское».

Отличие советского игристого вина от французского заключалось в следующем: при производстве французского шампанского вторичное брожение, насыщающее вино углекислым газом, осуществляется в бутылках в течение трёх лет, а «Советское шампанское» бродило в специальных резервуарах в течение 27 суток, после чего брожение останавливали специальными холодильными установками, а затем уже охлаждённое вино разливалось в бутылки. За счёт ускорения производства (меньше месяца в отличие от трёх лет по французской методике) «Советское шампанское» становилось очень дешёвым по сравнению с французским.

28 июля 1936 года было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О производстве «Советского шампанского», десертных и столовых вин», предусматривающее строительство заводов по производству шампанских вин на территории крупнейших городов СССР.

В 1937 году с конвейера Донского завода шампанских вин (город Ростов-на-Дону) сошла первая бутылка «Советского шампанского». Вскоре «Советское шампанское» появилось в магазинах. Попробовать «господский напиток» теперь мог себе позволить каждый гражданин СССР.

И в том же 1937 году в продаже появились граммофонные пластинки с записью танго «Брызги шампанского» в исполнении оркестра под управлением Люиси. Впоследствии это танго исполняли самые разные музыканты и музыкальные коллективы, и существуют десятки вариантов записей.

«Советское шампанское» стало в СССР праздничным и любовным напитком. «Советское шампанское» было принято пить на праздники (особенно на Новый год), по случаю торжественных мероприятий и юбилеев. Считалось, что на свидание к женщине в гости надо идти с бутылкой шампанского. Если встречались на улице, дарили даме цветы, а если шли к даме в гости, брали шампанское.

Неудивительно, что танго «Брызги шампанского» тоже стало восприниматься как романтический любовный танец, да и вообще любое танго справедливо считается танцем любви, когда мужчина и женщина тесно соприкасаются своими телами, поэтому под «Брызги шампанского» в бывшем Советском Союзе завязалось немало любовных историй.

А если хотите послушать эту инструментальную мелодию, скачать бесплатно музыку танго «Брызги шампанского» в формате mp3 можно на этом сайте.

Биографии
История
Музыка
Природа