Артур Конан Дойл и чёрный расизм
О такой достаточно злободневной за рубежом, хотя и не актуальной для России проблеме, как чёрный расизм – то есть ненависть чернокожих к белокожим по расовому признаку – стали открыто писать только в конце XX века, когда это явление широко распространилось в некоторых зарубежных странах, приводя к вспышкам насилия и гибели многих людей.
Между тем, хорошо известно, что чёрный расизм появился не вдруг и не вчера, и даже не позавчера, его практические проявления имеют давнюю историю, и даже существуют его теоретические обоснования.
Однако впервые в мире проблему чёрного расизма поднял в своём рассказе «Сообщение Хебекука Джефсона» знаменитый английский писатель Артур Конан Дойл ещё в 1884 году.
Артура Конан Дойла обычно представляют себе как «детективщика», однако он писал не только рассказы о Шерлоке Холмсе – у него есть масса других произведений, и не только художественных, но и документальных, например, очень известная книга об Англо-бурской войне.
И даже в детективах Артур Конан Дойл проявил настоящий дар предвидения и способность к системному анализу актуальных проблем общества. Например, возьмём того же самого Шерлока Холмса.
Писатель, проанализировав работу английской полиции, пришёл к неутешительному выводу, что бюрократическая структура с многоступенчатой иерархией, отчётностью, планёрками и массой других особенностей, приводящих к «выносу мозга», не только не способствует раскрытию творческих способностей сотрудников, но и подавляет их. Как выражаются на великом и могучем русском языке, «как надену портупею, так тупею и тупею».
Поэтому Артур Конан Дойл сделал единственно правильный вывод – частный детектив, не скованный бюрократическими рамками, сможет раскрывать самые сложные и запутанные преступления гораздо лучше, чем государственная полиция. Потому и появились в его рассказах гениальный частный сыщик Шерлок Холмс и «труднодоходимый» инспектор Лестрейд из государственной полиции – Скотланд-Ярда.
Точно так же Артур Конан Дойл проанализировал некоторые особенности поведения негров во время и после Гражданской войны 1861-1865 годов в США, и пришёл к выводу, что белый расизм, весьма распространённый в тогдашних Соединённых Штатах, вызвал обратную реакцию в виде чёрного расизма – то есть ненависти негров к белым из-за цвета их кожи, и вскоре чёрный расизм выйдет за пределы Америки.
И вот на основе этих размышлений Артур Конан Дойл в 1884 году пишет рассказ «Сообщение Хебекука Джефсона», где впервые не только в английской, но и в мировой литературе описывает чёрный расизм.
Сюжет рассказа построен в лучших традициях детективного жанра, и начинается с того, что у берегов Африки обнаруживают американскую бригантину «Святая дева», брошенную командой и пассажирами, при этом никаких следов, указывающих на то, куда же пропали люди, плывшие на судне, обнаружить невозможно, и загадку их исчезновения не могут разгадать в течение десяти лет.
И только спустя десятилетие один из пассажиров «Святой девы», доктор Хебекук Джефсон, оставшийся в живых, но молчавший о происходивших на судне событиях, почувствовав приближение смерти, решается наконец рассказать, что же произошло на самом деле.
Выясняется, что корабль был захвачен группой негров во главе с неким «афроамериканцем» по имени Септимиус Горинг, который испытывал просто зоологическую ненависть к белой расе и поставил целью своей жизни истребление белых.
Септимиус Горинг в течение двадцати лет убивал белых людей в Соединённых Штатах Америки, но затем понял, что всех белых не перережешь, и решил уехать в Африку, чтобы создать там собственное государство на основе одного из негритянских племён.
Септимиус Горинг сел на бригантину «Святая дева», отправлявшуюся в Португалию, предварительно устроив на этот корабль нескольких своих сообщников-негров в качестве матросов, и во время плавания испортил навигационные приборы – так, что корабль из-за неправильного курса поплыл в сторону Африки, а не Португалии (кстати, похожий трюк описывается и в романе «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна, посвящённом проблеме африканской работорговли; с учётом того, что «Пятнадцатилетний капитан» написан в 1878 году, а «Сообщение Хебекука Джефсона» – в 1884 году, представляется, что английский писатель позаимствовал данный сюжетный фрагмент у французского).
По ходу плавания расист-убийца не смог удержаться, и «замочил» несколько белых, не оставив своих следов, а когда корабль наконец приплыл к берегам Африки, все оставшиеся белые, находившиеся на «Святой деве», с помощью подплывших на лодке сообщников Горинга (напрашивается аналогия с сомалийскими пиратами) были перебиты, и единственным, кого оставили в живых, стал доктор Хебекук Джефсон.
Однако доктора оставили в живых вовсе не из жалости, а лишь потому, что у него оказался при себе таинственный амулет из чёрного камня, когда-то подаренный ему старой негритянкой, и суеверные негры, считавшие этот амулет священным предметом, не позволили Септимиусу Горингу убить доктора.
И тогда Горинг решил отпустить на свободу Джефсона, мешавшего ему со своим амулетом в установлении абсолютной власти над неграми.
На прощание Септимиус Горинг заявил Хебекуку Джефсону (далее идут прямые цитаты из рассказа Артура Конан Дойла):
«Я хочу, чтобы вы передали мое послание всей белой расе – могучей расе-владычице, которую я ненавижу и презираю. Передайте белым, что я двадцать лет упивался их кровью, уничтожал их до тех пор, пока не пресытился убийствами».
«Я воевал со всей белой расой так же, как белые в продолжение столетий воюют с черной расой. Наконец, как я уже сказал, мне надоело проливать кровь. Но лицо каждого белого человека по-прежнему вызывало у меня отвращение, и я решил найти смелых и свободных негров, соединить с ними свою жизнь, развить заложенные в них таланты и создать ядро великой черной цивилизации».
Затем Хебекука Джефсона посадили в лодку, и через несколько дней он был подобран английским кораблём. Однако, когда доктор попытался рассказать, что же с ним случилось, ему никто не поверил, и его сочли сумасшедшим.
Тогда он по-тихому уехал в Америку, но и там ему не поверили даже его родственники, поэтому Хебекук Джефсон был вынужден молчать в течение десяти лет, пока перед смертью не решился сообщить всю правду о Септимиусе Горинге и его деяниях.
Что интересно, Хебекук Джефсон, едва не убитый чёрными расистами, и оставшийся в живых только по счастливой случайности, был горячим сторонником освобождения негров из рабства, перед Гражданской войной в США писал памфлеты против рабства негров, а во время Гражданской войны сражался за свободу чернокожих американцев, и был тяжело ранен.
Белые американцы убивали друг друга в течение четырёх лет, чтобы дать неграм свободу, однако чёрного расиста Септимиуса Горинга это ничуть не тронуло, и он убивал всех белых без разбора.
Это напоминает ситуацию в ЮАР, где белые добровольно передали власть неграм, а в благодарность получили массу убийств и изнасилований на расовой почве (в 1995-2010 годах в ЮАР были убиты неграми более 50 тысяч белых, и более 200 тысяч белых женщин изнасилованы неграми – при том, что белое население ЮАР по переписи 2001 года составляло всего 4 млн. 300 тыс. человек).
Таким образом, рассказ Артура Конан Дойла «Сообщение Хебекука Джефсона» оказался пророческим. Писатель предупредил человечество об опасности чёрного расизма, но к нему никто не прислушался – так же, как и к его литературному герою. Белые просто не могли поверить, что негры могут быть расистами, пока сами с этим не сталкивались.
Любой расизм отвратителен – что белый, что чёрный, и надо бороться с этой заразой, пока она не привела к взаимному уничтожению всех людей, независимо от цвета их кожи.