Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

О том, как Рихард Вагнер поссорился с Джакомо Мейербером

Рихард Вагнер Вильгельм Рихард Вагнер (Wilhelm Richard Wagner), родившийся 22 мая 1813 года и умерший 13 февраля 1883 года, считается самым гениальным композитором за всю историю германской музыки.

Однако, как и многие другие гении, он обладал крайне сложным и неуживчивым характером.

Рихард Вагнер с крайней нетерпимостью относился ко всем другим композиторам, особенно работавшим, как и он, в оперном жанре.

Главным своим противником Вагнер считал композитора Джакомо Мейербера, работавшего сразу в трёх странах - Франции, Германии и Италии.

Причём вражда с Мейербером получилась прямо по очень замечательной русской поговорке - «Не делай добра, не будет и зла».

В 1839 году молодой Рихард Вагнер, который в ту пор жил очень бедно и влез в долги, сбежал из Германии во Францию, спасаясь от кредиторов. Однако и там его достали, и ему даже пришлось отсидеть в долговой тюрьме четыре недели. И в этой сложнейшей ситуации Вагнеру помог Джакомо Мейербер - он дал ему денег и подкинул работу по музыкальным аранжировкам.

Проработав во Франции три года, в 1842 году Рихард Вагнер вернулся в Германию. Дела у него постепенно пошли получше, и тут он стал яростно нападать на своего бывшего благодетеля - Джакомо Мейербера.

Рихард Вагнер был слишком гордым, и считал, что посторонняя помощь человека унижает. Поэтому он возненавидел от всей души помогшего ему в критический момент Мейербера. И стал утверждать, что музыка Мейербера - это пошлость, при постановке опер он всё делает не так, слишком много внимания уделяет внешним эффектам.

Кстати, сам Вагнер уделял внимание внешним эффектам даже больше, чем Мейербер - достаточно вспомнить скачущих по сцене лошадей в вагнеровской опере «Валькирия». Однако Вагнер, замечая соринку в чужом глазу, в своём глазу бревна не заметил.

Затем Рихард Вагнер выдвинул просто убойный аргумент против музыки Мейербера - он заявил, что это музыка коммерческая, и Мейербер пишет ради денег. То, что и сам Вагнер точно так же, как и Мейербер, получал гонорары за свою музыку, он тоже предпочёл как бы не заметить.

Затем Вагнер неожиданно вспомнил, что Джакомо Мейербер - еврей по национальности, и перенёс свою ненависть к Мейерберу на еврейский народ в целом. В 1850 году Рихард Вагнер даже написал статью «Еврейство в музыке», в которой доказывал, что евреи, по его мнению, во-первых, не создали в музыке ничего выдающегося, во-вторых, по словам Вагнера, они вредно влияют на немецкую культуру, а в-третьих, как утверждал Вагнер, они сами по себе плохие и вредные, и даже, как написал Вагнер, «самый язык евреев противен нам, он подобен перепутанной болтовне» (хотя фактически язык идиш, на котором разговаривали ашкеназы - евреи, происходящие из Германии - это фактически один из диалектов немецкого, только с древнееврейским алфавитом вместо латиницы, и с отдельными включениями семитских и славянских слов).

Впоследствии, когда Рихард Вагнер стал общепризнанным музыкальным авторитетом, на эту статью стали ссылаться многие теоретики антисемитизма, от Хьюстона Чемберлена до Адольфа Гитлера.

Между тем, антисемитские утверждения Вагнера выглядят весьма странно. И не только с фактической точки зрения (про язык идиш было сказано выше, а гениальных еврейских композиторов в процентном отношении к численности народа ничуть не меньше, чем «истинно-арийских»), но и с точки зрения личностной.

Во-первых, Рихард Вагнер родился не где-нибудь, а в еврейском квартале Лейпцига. Его родители считались христианами, но почему же они тогда жили в еврейском квартале - тайна, покрытая мраком. Во всяком случае, многие современники Вагнера считали его евреем. Среди тех, кто был убеждён в еврейском происхождении Рихарда Вагнера, был и выдающийся немецкий философ Фридрих Ницше.

Во-вторых, несмотря на то, что Рихард Вагнер враждовал с Джакомо Мейербером, у него была масса друзей-евреев - Самуэль Лерс, Карл Таузиг, Йозеф Рубинштейн, Анджело Нейман, Герман Леви.

Таким образом, весь антисемитизм Рихарда Вагнера целиком и полностью базировался на личной ненависти к Джакомо Мейерберу, который помог ему в трудную минуту, и, по мнению Вагнера, унизил его своей помощью.

Кстати, Вагнер невольно попал в антисемитскую историю даже после своей смерти.

В 1942 году военному коменданту Вены доложили, что в Венской опере находится бюст композитора-еврея Феликса Мендельсона, а это противоречит «арийскому порядку». Комендант лично отправился в оперу разбираться, и сам осмотрел все установленные там бюсты композиторов.

Табличек с фамилиями не было, а как выглядит Мендельсон, комендант не знал, поэтому он приказал солдатам выбросить на улицу бюст того композитора, который чертами лица больше всех напоминал еврея. Солдаты выбросили бюст Рихарда Вагнера.

Сложность, противоречить и неуживчивость характера Рихарда Вагнера, тем не менее, никоим образом не отменяют его гениальность в музыке, и он по праву считается одним из виднейших представителей европейского оперного и драматического музыкального искусства.

Статья по теме:

Лучшая музыка Рихарда Вагнера - знаменитый «Полёт валькирий» - использовалась и в театре, и в кино

Биографии
История
Музыка
Природа