Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Верховный вождь Мквава и его знаменитый череп

Череп вождя Мквавы Взгляните на этот череп, который красуется на фотографии слева. Это череп не простой, это череп особенный. Это единственный в мире череп, который стал предметом договора между великими державами, и не просто договора, а того самого договора, который официально завершил Первую мировую войну.

Именно этот череп был указан в статье 246 Версальского мирного договора 1919 года – побеждённая Германия должна была выдать эту бывшую человеческую голову одной из держав-победительниц – Британской Империи.

Но почему же Великобритания отказывалась заключать мир без получения этого черепа? Может быть, этот череп когда-то был головой одного из британских генералов, министров, принцев крови? Ничего подобного!

Этот прославленный череп, ставший самым знаменитым черепом в новейшей истории, был тем единственным предметом, который остался от вождя одного из африканских племён. Имя этого вождя – Мквава.

Чем же так прославился этот достойный сын Африканского континента? Итак, рассказываем.

В далёкой Восточной Африке, на той территории, где сейчас находится юго-западная часть государства Танзания, к северо-востоку от озера Ньяса, в начале XIX века жило негритянское племя Хехе. Рядом с этим племенем обитали несколько родственных племён, и все они вместе с Хехе коллективно назывались Вахехе, разговаривали на языке Кихехе, а территория, на которой жил этот союз племён, называлась Ухехе.

На земле Ухехе племя Хехе, как и весь союз племён Вахехе, были людьми пришлыми, и поселились там за четыре поколения до описываемых здесь событий. Где, в какой части Африки, находится их историческая Родина, учёными в точности не установлено.

Занимались Хехе-Вахехе именно тем, чем и положено было заниматься в тогдашней Африке всем относительно цивилизованным африканским народам – земледелием, скотоводством и работорговлей.

Рабы отлавливались из числа представителей враждебных племён, и продавались арабским работорговцам, приезжавшим с острова Занзибар, а те отправляли «чёрное дерево» конечным потребителям в различные концы земного шара, в основном на Ближний Восток.

Однако с 1808 года Королевский флот Великобритании начинает постоянно патрулировать побережье Африки, и отлавливать в море корабли работорговцев. Англичане захватывали и досматривали абсолютно любые корабли, казавшиеся им подозрительными, и вешали на реях работорговцев, которых по статусу приравняли к пиратам, то есть поставили вне закона.

При этом с 1835 года предполагаемых работорговцев стали вешать даже в тех случаях, когда рабов на судне не находили, но зато обнаруживали кандалы или большие котлы для варки риса (предполагалось, что в таких котлах готовили пищу для рабов).

Причина такой суровой и непримиримой борьбы с торговлей рабами была вовсе не в гуманизме и не в человеколюбии англичан, просто запретом работорговли они подрывали экономику тех стран, где сельское хозяйство было основано на рабском труде – США, Бразилии, некоторых других стран Америки, Османской Империи (владевшей в ту пору почти всем Ближним Востоком), Персии, и тех арабских государств, которые не входили в Османскую Империю.

Нет рабов – нет и работников, а если нет работников, то и работать некому, а значит – на плантации ничего не вырастет.

Зато на плантациях в Британской Индии, где работали за еду индийские батраки, и без африканских рабов прекрасно всё вырастало, поэтому индийскую сельхозпродукцию можно было экспортировать, не сильно опасаясь конкуренции. Не зря называли Индию «жемчужиной британской короны».

В 1870 году англичане заставили султана Занзибара Баргаша ибн Саида подписать договор об отказе от работорговли, чем очень сильно подорвали не только экономику этого острова, но также и экономику всех его поставщиков из Восточной Африки, включая Вахехе.

И хотя занзибарские арабы с африканскими вождями продолжали исподтишка приторговывать «живым товаром», британский флот всё активнее и активнее охотился за нарушителями, и работорговля свелась к такому минимуму, что прибыли от этого дела почти не было.

Экономический кризис, вызванный постоянно сокращающимися доходами от работорговли, привёл к тому, что племена союза Вахехе стали воевать друг с другом, и главной целью военных действий был угон крупного рогатого скота.

Постепенно в союзе племён Вахехе особенно усилилось племя Нгурухе, в котором правили вожди из династии Муйинга.

Верховный вождь Муньигумба из династии Муйинга в 1850-1870-х годах объединил все племена Вахехе в одно государство под своей властью, а затем начал нападать на соседей.

Особенно кровопролитной была война Вахехе с союзом племён Васангу, но Вахехе под руководством Муньигумбы всё-таки победили, и присоединили к стране Ухехе страну Сангу, и даже перенесли свою столицу из деревни Лухота в захваченную деревню Усафва.

Ещё до этого, в 1855 году, в деревне Лухота, у верховного вождя Муньигумбы родился сын, которого назвали Муквавиньика Муньигумба Мвамуйинга, что в переводе с языка кихехе на русский означает «Победитель многих земель».

Однако произносить такое имя – язык сломаешь, поэтому Муквавиньику Муньигумбу Мвамуйингу стали называть коротким уменьшительно-ласкательным именем – Мквава. Под этим именем он и вошёл в историю.

В 1879 году старый вождь Муньигумба умер, и, как нередко происходит даже в более цивилизованных странах, в Ухехе началась борьба за власть между претендентами на престол, и эта борьба обострилась до такого накала, что дошло до настоящей гражданской войны.

Одну группировку возглавлял сын покойного, Мквава, а другую группировку – Мвумбамбе, муж сестры Муньигумбы. Самая интересная и пикантная подробность заключается в том, что Мвумбамбе был рабом, выходцем из племени Ньямвези!

Представляете, какое жестокое было рабство у Вахехе, если рабу разрешили жениться на сестре хозяина, а потом ещё и половина рабовладельческого племени хотела возвести его на престол?

Гражданская война продолжалась около года, и закончилась победой Мквавы. Мвумбамбе, раб из племени Ньямвези, был убит, и в 1880 году Мквава стал полноправным и единоличным Верховным вождём Вахехе.

Живой Мквава, в отличие от его черепа, никогда сфотографирован не был, зато есть фотография, где снята группа воинов Вахехе. У одного из них лицо то ли в маске, то ли в боевой раскраске. Видно, что храбрые воины старательно прячутся от фотографа за большими щитами, так, что даже стоящие рядом мирные жители удивляются:

Воины народа Вахехе









Про внешность самого Мквавы известно только то, что он был стройного телосложения, а касательно его личностных качеств историки отмечают, что он был «очень умный, грубый, жестокий».

Верховный вождь Мквава, продолжая политику своего отца, только в гораздо больших масштабах, нападает на соседние племена, захватывает караванные пути, мешая торговле многих восточноафриканских племён.

У Вахехе происходит кровопролитная война с одним из мощных племенных союзов, который носил название Вагого. Посмотрите, как выглядели воины Вагого:

Воины народа Вагого













Вахехе под руководством Мквавы победили Вагого, и перенесли свою столицу в деревню Иринга.

В конечном итоге, Вахехе до такой степени затерроризировали другие танзанийские племена, что никто уже и не надеялся найти на них управу. Однако всё изменилось благодаря внешним обстоятельствам.

В 1885 году Германское восточно-африканское общество отправило на территорию нынешней Танзании специальную колониальную экспедицию, во главе с 29-летним Карлом Петерсом.

Немцы высадились на побережье, и стали вести переговоры с вождями местных племён, предлагая им покровительство (протекторат) Германской Империи, и в конечном итоге Карл Петерс от имени Германского восточно-африканского общества купил у танзанийских вождей огромную территорию площадью 140 тысяч квадратных километров, со всем населением, естественно. Это составляло примерно 15% территории нынешней Танзании.

Через 3 года, в 1888 году, Петерс арендовал у занзибарского султана всё танзанийское побережье (с населением), и на этих землях, вместе с купленными ранее, в 1891 году была основана колония под названием Германская Восточная Африка, ставшая позднее независимым государством Танзания.

Однако большая часть территории нынешней Танзании (тогда эта местность носила название Танганьика) немцам не подчинялась, и африканские племена жили сами по себе.

Основав прибрежную колонию, немцы рассчитывали постепенно продвинуться вглубь страны, и стали строить дорогу вдоль одного из старых караванных путей.

Однако на караванных тропах Танганьики промышляли славные воины Вахехе, которые, как уже говорилось, установили контроль над караванными путями, и никто не мог там проехать без их согласия и без уплаты им пошлины.

В лице немцев Вахехе увидели опасных конкурентов, поэтому однажды напали на немецких дорожных строителей, и всех перебили.

Немецкая колониальная администрация попыталась вступить в переговоры с вождём Мквавой, однако тот отказался. Тогда губернатор Юлиус фон Зоден решил наказать несговорчивых Вахехе, и отправил карательную экспедицию, которую возглавил лейтенант Эмиль фон Зелевски.

У немцев не было в колониях нормальной армии, и вооружённые силы состояли из так называемых «Шуцтруппе», то есть управляемых немецкими офицерами вооружённых отрядов из наёмников, набранных из представителей самых разных негритянских племён. Эти чернокожие наёмники назывались «аскари». Как выглядели аскари, видно на фотографии:

Аскари












В отряде Эмиля фон Зелевски было 320 аскари и 13 немецких офицеров. На что он надеялся с такими скромными силами, непонятно: ведь у Вахехе была постоянная армия численностью около 3 тысяч человек, и они могли мобилизовать ещё 20 тысяч.

Однако немецкий лейтенант, никогда ранее не воевавший, почему-то был уверен, что при его появлении все Вахехе разбегутся кто куда. Он даже не потрудился организовать разведку, и узнать, какова численность противника. За что и поплатился.

30 июля 1891 года экспедиция фон Зелевски вступила на землю Ухехе, и, как сообщил лейтенант губернатору, «Мы сожгли 25 крупных домов в деревне, и убили троих воинов племени. Была замечена большая группа воинов Вахехе только с копьями и щитами, но было и несколько винтовок. Выстрелов с нашей стороны было достаточно, чтобы напугать их». Это было последнее, что лейтенант Эмиль фон Зелевски написал в своей жизни.

17 августа 1891 года отряд фон Зелевски попал в засаду во время перехода по горной местности возле деревни Лугало. 3000 воинов Вахехе во главе с братом Мквавы, Мпанги, перебили застигнутых врасплох «Шуцтруппе», причём Эмиля фон Зелевски убили самого первого. Весь бой продолжался примерно 15 минут. Спастись и убежать смогли только три немецких офицера и несколько десятков аскари.

Понятно, что такая сокрушительная победа стала возможной не только благодаря эффекту неожиданности, но и по причине численного превосходства Вахехе (десять на одного).

Узнав от беглецов об уничтожении экспедиции фон Зелевски, капитан Томас фон Принц набрал новых аскари, и в 1892 году провёл несколько рейдов против Вахехе. В ответ воины Мквавы напали на немецкий гарнизон в деревне Кондоа, и перебили всех находившихся там немецких офицеров и аскари.

Тогда губернатор Юлиус фон Зоден приостановил военные действия, однако в 1894 году его сняли с должности, и прислали из Германии нового губернатора, барона Фридриха фон Шелле.

Барон фон Шелле лично возглавил новую экспедицию против Вахехе, причём к немецкому отряду присоединились и негритянские племена Васангу и Вагого, которых Вахехе настолько достали, что негры были рады помочь белым колонизаторам разделаться со своими врагами, наплевав на всякую «чёрную солидарность». И у чернокожих аскари, кстати говоря, чувство солидарности с людьми одного цвета кожи тоже напрочь отсутствовало. Таким образом, негры помогали белым колонизаторам завоёвывать и угнетать других негров.

Учитывая печальный опыт лейтенанта фон Зелевски, барон фон Шелле уделял огромное внимание разведке, и поэтому смог избежать всех засад, которые пытались устроить Вахехе.

26 октября 1894 года отряд фон Шелле подошёл к крепости Каленга, располагавшейся возле столицы Вахехе, Иринга. В этой крепости находился Верховный вождь Мквава.

Крепость была окружена рвом и стеной (высотой 12 футов – 3,6 метра), однако немецкие офицеры нашли слабое место в стене, и уже 30 октября отряд аскари численностью 609 человек под командованием самого фон Шелле смог ворваться в Каленгу.

У защитников крепости началась паника, Вахехе стали разбегаться кто куда, многие были убиты, но самому Мкваве удалось убежать целым и невредимым.

После взятия крепости абсолютное большинство членов племени Вахехе прекратило борьбу против немецкой колониальной администрации – власть вождя Мквавы держалась исключительно на страхе, и когда Вахехе убедились, что «вождь» фон Шелле – намного более крутой парень, чем Мквава, покорились ему без лишних разговоров.

С вождём Мквавой осталась небольшая горстка сторонников, отказавшихся от него уходить, несмотря на опасность, и вот с этими людьми Мквава в течение четырёх лет вёл партизанскую войну против немцев и соседних негритянских племён.

Однако масштаб уже был не тот – самым крупным успехом партизанского отряда Мквавы стало убийство 13 солдат из гарнизона в Мтанди. Если сравнить с уничтожением отряда фон Зелевски – просто мелочь.

Тем не менее, партизанство Мквавы мешало нормальной жизни колонии, поэтому немцы не прекращали попыток его поймать. Кроме того, немцы подозревали, что многие Вахехе, на словах выдавая себя за противников Мквавы, в действительности ему помогают.

19 июля 1898 года немцы поймали слугу Мквавы, и он назвал место в лесу, где скрывался его хозяин. Небольшой отряд, который возглавлял фельдфебель Йохан Меркль, сразу же туда отправился, и обнаружил в указанном месте окоченевший труп вождя Мквавы. Судя по всем признакам, он покончил жизнь самоубийством. Было ему 43 года.

Йохан Меркль отрезал голову Мквавы, и сдал её командованию в качестве доказательства смерти вождя. Обезглавленный труп был похоронен племенем Вахехе, а голова так и осталась у немцев.

Что делать с этой головой, долго не могли придумать, и, наконец, уже упоминавшийся капитан Томас фон Принц, которому после победы над Мквавой разрешили вернуться в Германию, сделал из головы пригодный для длительного хранения череп, и увёз его с собой, в родной город Бремен. Там он отдал череп Мквавы в местный музей.

В 1914 году началась Первая мировая война. Англичане оккупировали Танганьику, однако немецкий гарнизон во главе с генерал-майором Паулем Эмилем фон Леттов-Форбеком стал вести партизанскую войну, как когда-то вождь Мквава. Англичане привлекли к охоте на отряд фон Леттова-Форбека местных туземцев, среди которых особенно отличились Вахехе.

Уничтожить отряд фон Леттова-Форбека так и не удалось: целых четыре года немцы и немногочисленные оставшиеся им верными туземцы удачно партизанили, нанося англичанам огромные потери. Однако британцы, и особенно примкнувшие к ним Вахехе, охотясь на фон Леттова-Форбека, очень старались, и белым господам такое усердие чернокожих весьма понравилось.

После окончания военных действий, в 1918 году, британский администратор Восточной Африки Х.А. Байатт, чтобы вознаградить Вахехе за отличную службу, обратился к британскому правительству с просьбой включить в будущий мирный договор с немцами условие о передаче британцам черепа вождя Мквавы. Этим черепом планировалось торжественно наградить усердных Вахехе.

В результате в Версальском мирном договоре 1919 года появилась статья 246, в которой было сказано следующее:

В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора, ... Германия передаст Британскому правительству Его Величества череп Султана Мквавы, который был отделён протекторатом Германской Восточной Африки и вывезен в Германию.

Обратите внимание, что англичане ошибочно назвали Мкваву султаном, хотя такого титула у него никогда не было – он являлся просто верховным вождём, а султанами руководителей Вахехе стали называть уже после его смерти.

Однако Германия статью 246 Версальского договора так и не выполнила, и череп Мквавы не отдала, мотивировав это тем, что местонахождение черепа неизвестно.

Спустя 34 года, уже после Второй мировой войны, в 1953 году, губернатор Танганьики сэр Эдвард Твининг взялся за розыски черепа вождя Мквавы, и выяснил, что он должен храниться в Бременском музее. Твининг лично поехал в Бремен, поговорил с директором музея Хельмутом Вагнером, и тот согласился отдать череп.

Однако возникла проблема – в музее хранилось 64 черепа, привезённых из Восточной Африки, но какой из них был изготовлен из головы вождя Мквавы, музейные работники через 55 лет после появления экспоната уже сказать не могли.

Тогда сэр Эдвард Твининг сказал, что у черепа есть особая примета – пулевое отверстие (так как Мквава застрелился). Среди 64-х черепов только один оказался с пулевым отверстием. Так череп вождя Мквавы был идентифицирован, и губернатор Танганьики увёз его в Африку.

9 июля 1954 года в бывшей крепости Каленга был открыт мемориальный музей Верховного вождя Мквавы, и его череп там выставили в качестве главного экспоната.

В 1964 году на месте бывшего протектората Германская Восточная Африка и бывшей британской колонии Танганьика была создана Объединённая Республика Танзания.

Молодому государству потребовались свои национальные символы и свои национальные герои, чтобы пробуждать у молодёжи патриотические чувства и гордость за свою Родину.

Таким национальным героем в Танзании был объявлен вождь Мквава. Возможно, это было сделано потому, что первым спикером Национальной Ассамблеи, парламента независимой Танзании, стал Адам Сапи Мквава, внук вождя Мквавы.

Биографии
История
Музыка
Природа