Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Марек Вебер (Marek Weber) – краткая биография

Марек Вебер играет на скрипке Выдающийся скрипач, дирижёр и руководитель эстрадного оркестра Марек Вебер (Marek Weber) – человек необычной судьбы, и даже нелегко «привязать» его к какой-то определённой стране, ведь одинаково справедливо его можно считать и австрийским, и украинским, и германским, и американским музыкантом.

Марек Вебер родился 25 октября 1888 года в еврейской семье, на территории нынешней Украины, в городе Львове, но в то далёкое время Украину пока ещё не создали, и город назывался не Львов, а Лемберг, и входил он в состав Австро-Венгрии, как и вся территория современной Западной Украины (носившая в ту пору название «Королевство Галиции и Лодомерии», и обладавшая статусом коронной земли в «лоскутной монархии» Габсбургов; в состав СССР и Советской Украины эти земли вошли только в 1939 году, побывав перед этим в течение 21 года частью Польши).

Марек Вебер стал увлекаться музыкой с раннего детства, научился виртуозно играть на скрипке, и уже в 12 лет юный вундеркинд выступал на сцене варьете в Черновцах (этот ныне украинский город в ту пору также входил в состав Австро-Венгрии, а конкретнее – в состав той же самой габсбургской коронной земли «Королевство Галиции и Лодомерии», однако присоединили этот город к СССР и Советской Украине на год позже, чем Львов – только в 1940 году; перед этим в течение 22 лет город являлся частью Румынии, и входил в состав так называемой «Северной Буковины»).

Рассказ об истории собирания украинских земель целью данной статьи не является, поэтому нет смысла и дальше отвлекаться от темы. О превратностях судьбы «малой Родины» Марека Вебера было упомянуто лишь для того, чтобы читатели понимали, как нестабильно существование великих империй, и как один и тот же город может неожиданно оказаться в составе то одного, то другого государства вместе со всеми своими жителями.

Австро-Венгрия в 1918 году распалась, Польша и Румыния, отхватившие куски от её территории, сами их впоследствии потеряли, а затем развалился и СССР, получивший Галицию и Лодомерию. Государства создаются и исчезают, а память о выдающихся людях остаётся. Поэтому вернёмся к рассказу о жизни Марека Вебера.

Директор черновицкого варьете был настолько восхищён игрой юного дарования, что предложил Мареку Веберу гастрольный контракт сроком на один год. Однако отец Марека пожелал, чтобы сын его стал врачом, и ни о каких гастролях даже слышать не хотел – вот она, вечная проблема «отцов и детей»! В результате 12-летний скрипач, ни в какую не хотевший делать медицинскую карьеру, убежал из дому.

Вскоре отец примирился с выбором сына, признал за ним право самостоятельно выбирать профессию, и Марек вернулся домой. Через 6 лет, в 1906 году, он уехал в Германию, чтобы учиться в Консерватории Штерна (Берлин).

Уже в 1908 году, когда ему было всего 20 лет, Марек Вебер создал свой эстрадный оркестр, а с 1914 года он управлял салонным оркестром берлинского отеля «Adlon». В 1920-1930-х годах записи оркестра Марека Вебера стали выходить на виниловых пластинках. В эти годы оркестр М. Вебера был одним из самых популярных в Европе. Именно в его исполнении все узнали незабываемую «Рио Риту» (1932 год). Марек Вебер наиболее точно передал в своей записи характер этой музыки. В ней чувствуется испанский темперамент, и она сыграна просто блистательно. Именно эта запись попала в 1937 году в Советский Союз, и стала самой популярной мелодией того времени.

Что интересно, Марек Вебер терпеть не мог очень модный в те годы джаз, но, как руководитель салонного оркестра, учитывал спрос публики, и разрешал своим музыкантам исполнять джазовые мелодии. Однако сам он в это время демонстративно удалялся в бар, пропустить стаканчик-другой.

Оркестр Марека Вебера был многонациональным, и в нём играл даже настоящий негр («афроамериканец») – Артур Бриггс. В 1933 году, когда к власти пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером, началась зачистка «расово чуждых элементов» в музыке, и Марек Вебер, как еврей, а также большинство музыкантов из его оркестра, были вынуждены эмигрировать в Соединённые Штаты Америки.

В США Марек Вебер воссоздал свой оркестр, много выступал, и даже получил почётный титул «Король вальса на радио». Однако прежней популярности у него уже не было. Это в Европе он считался «музыкантом номер один», а у американской публики вкусы несколько иные, им надо чего попроще, но, впрочем, все и так прекрасно знают, что представляет собой американская массовая культура, пропагандируемая в их СМИ и насаждаемая в шоу-бизнесе.

После Второй мировой войны Марек Вебер прекратил свою музыкальную деятельность, занялся сельским хозяйством, и завёл собственную ферму (большой привет любителям анекдотов типа «А где ты видел еврея с лопатой?»).

Впоследствии Марек Вебер отошёл от дел, и умер 9 февраля 1964 года в Чикаго, штат Иллинойс, США.

Статья по теме:

История создания и появления в СССР мелодии «Рио Рита» в исполнении оркестра Марека Вебера

Биографии
История
Музыка
Природа