Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Марек Вебер (Marek Weber) - краткая биография

Марек Вебер (Marek Weber) Выдающийся скрипач, дирижер, руководитель эстрадного оркестра Марек Вебер (Marek Weber) - человек необычной судьбы, и даже нелегко «привязать» его к какой-то определенной стране, ведь одинаково справедливо его можно считать и австрийским, и украинским, и германским, и американским музыкантом.

Марек Вебер родился 25 октября 1888 года в еврейской семье, на территории нынешней Украины, в городе Львове, но в то далёкое время никакой Украины не было даже в проекте, а город назывался Лемберг, и входил в состав Австро-Венгрии, как и вся территория современной Западной Украины (носившая в ту пору название «Королевство Галиции и Лодомерии», и обладавшая статусом коронной земли в «лоскутной монархии» Габсбургов; в состав СССР и Советской Украины эти земли вошли только в 1939 году, побывав перед этим в течение 21 года частью Польши).

Марек Вебер стал увлекаться музыкой с раннего детства, научился виртуозно играть на скрипке, и уже в 12 лет юный вундеркинд выступал на сцене варьете в Черновцах (этот ныне украинский город в ту пору также входил в состав Австро-Венгрии, а конкретнее - в состав той же самой габсбургской коронной земли «Королевство Галиции и Лодомерии», однако присоединили этот город к СССР и Советской Украине на год позже, чем Львов - только в 1940 году; перед этим в течение 22 лет город являлся частью Румынии, входил в состав так называемой «Северной Буковины»).

Однако рассказ об истории «собирания украинских земель» целью данной статьи не является, поэтому нет смысла и дальше отвлекаться от темы. Об истории «малой Родины» Марека Вебера было упомянуто лишь для того, чтобы читатели понимали, как нестабильно существование великих империй, и как один и тот же город может неожиданно оказаться в составе то одного, то другого государства вместе со всеми своими жителями.

Австро-Венгрия распалась, Польша и Румыния, отхватившие куски её бывшей территории, сами эти куски затем потеряли, затем развалился СССР, получивший бывшую «Галицию и Лодомерию». Государства создаются и исчезают, а память о выдающихся людях остаётся.

Директор черновицкого варьете был настолько восхищён игрой юного дарования, что предложил Мареку Веберу гастрольный контракт на год. Однако отец Марека желал, чтобы его сын стал врачом, и ни о каких гастролях даже слышать не хотел - вечная проблема «отцов и детей»! В результате 12-летний скрипач, ни в какую не хотевший делать медицинскую карьеру, убежал из дому.

Вскоре отец примирился с выбором сына, признал за ним право самостоятельно выбирать профессию, и Марек вернулся домой. Через 6 лет, в 1906 году, он уехал в Германию, чтобы учиться в Консерватории Штерна (Берлин).

Уже в 1908 году, когда ему было всего 20 лет, Марек Вебер создал свой эстрадный оркестр, а с 1914 года он управлял салонным оркестром берлинского отеля «Adlon». В 1920-30-х годах записи оркестра Марека Вебера стали выходить на виниловых пластинках. В эти годы оркестр Вебера был одним из самых популярных в Европе, именно в его исполнении все узнали незабываемую «Рио Риту» (1932 год). Марек Вебер наиболее точно передал в своей записи характер этой музыки. В ней чувствуется испанский темперамент, и она сыграна просто блистательно. Именно эта запись попала в 1937 году в Советский Союз, и стала самой популярной мелодией того времени.

Что интересно, Марек Вебер терпеть не мог очень модный в те годы джаз, но, как руководитель салонного оркестра, учитывал спрос публики, и разрешал своим музыкантам исполнять джазовые мелодии. Однако сам он в это время демонстративно удалялся в бар, пропустить стаканчик-другой.

Оркестр Марека Вебера был многонациональным, и в нем играл даже настоящий негр («афроамериканец») - Артур Бриггс. В 1933 году, когда пришла к власти Немецкая национал-социалистическая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером, началась зачистка «расово чуждых элементов» в музыке, и Марек Вебер, как еврей, а также большинство музыкантов из его оркестра, были вынуждены эмигрировать в Соединенные Штаты Америки.

В США Марек Вебер воссоздал свой оркестр, много выступал, и даже получил почетный титул «Король вальса на радио». Однако прежней популярности у него уже не было. Это в Европе он считался «музыкантом номер один», а у американской публики вкусы несколько иные, им надо чего попроще, но, впрочем, все и так прекрасно знают, что из себя представляет в интеллектуальном отношении среднестатистический американец.

После Второй мировой войны Марке Вебер прекратил свою музыкальную деятельность, занялся сельским хозяйством, и завел собственную ферму (большой привет любителям анекдотов типа «А где ты видел еврея с лопатой?»).

Впоследствии Марек Вебер отошел от дел, и умер 9 февраля 1964 года в Чикаго, штат Иллинойс, США.

Статья по теме:

История создания и появления в СССР мелодии «Рио Рита» в исполнении оркестра Марека Вебера

Биографии
История
Музыка
Природа