Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Роль сексуальных меньшинств в свержении
режима апартеида в ЮАР

В 1948-1994 годах в Южной Африке (в 1948-1961 гг. – в Южно-Африканском Союзе, в 1961-1994 гг. – в Южно-Африканской Республике) существовал политический режим, называемый апартеидом (от слова «apartheid», на языке африкаанс – «раздельное проживание»).

Необходимо пояснить, что «режим» – это не ругательство, а научный термин в политологии, обозначающий государственный строй, метод управления, способ осуществления политической власти в стране. Когда говорят «режим апартеида», «режим Каддафи», «ельцинский режим», «коммунистический режим», «демократический режим» или что-то подобное, надо понимать, что это научный термин, и не более того.

Просто в России и в странах СНГ, где очень многие отсидели, и не понаслышке знают про «общий режим» и «строгий режим», это слово при использовании в политическом контексте вызывает негативные эмоции.

Большинство людей слышали об апартеиде только то, что при этом режиме в ЮАР ущемлялись права чёрного большинства, и режим апартеида пал в результате мужественной борьбы южноафриканских негров за свои права.

Однако это мнение отражает далеко не полную картину исторической реальности. Дело в том, что во времена апартеида в ЮАР ущемлялись и права белых людей, и эти белые люди сыграли огромную роль в борьбе с апартеидом.

Кто же были эти белые борцы с апартеидом (не единственные, но очень важные), о которых пойдёт речь в статье? Это были сторонники «нетрадиционной сексуальной свободы», те, кого принято именовать общим термином ЛГБТ* – лесбиянки, гомосексуалисты (геи), бисексуалы, транссексуалы.

Ещё в конце XIX века в бурских республиках Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство существовала уголовная ответственность за содомию – половое сношение между мужчинами в оральной или анальной форме.

Эта правовая норма осталась и после захвата бурских республик Англией – уголовная ответственность за содомию сохранялась и в законодательстве британского доминиона Южно-Африканский Союз (ЮАС), и в законодательстве независимой Южно-Африканской Республики (ЮАР, страна переименована в ЮАР после объявления независимости и выхода из Британского Содружества в 1961 году).

Лесбиянство формально не было запрещено, однако геи и лесбиянки всегда испытывали друг к другу чувство «нетрадиционной солидарности», и даже на «парады гордости»* они ходят вместе, поэтому запрет содомии женщинам розовой ориентации тоже не нравился.

В 1957 году в ЮАС был принят закон, ещё больше ограничивающий «сексуальную свободу» – были запрещены половые акты, в которых участвовало более двух человек, иными словами, в Южной Африке, помимо гомосексуализма, запретили также и групповой секс. Считалось, что пристрастие к подобному «коллективизму в постели» свидетельствует о скрытой гомосексуальной ориентации.

Необходимо отметить, что законы против гомосексуализма не были только декларацией – режим апартеида очень деятельно применял их на практике. Многие борцы за гражданские права, которых нельзя было привлечь по другим статьям, были брошены в тюрьму за содомию (это деяние наказывалось тюремным заключением на срок до 7 лет).

Белых гомосексуалистов преследовали в южноафриканской армии («Южноафриканских силах самообороны»). Тех военнослужащих, кто был замечен в нетрадиционной сексуальной ориентации, вместо посадки в тюрьму направляли на принудительное лечение.

В 1960-1970-е годы в ЮАР появляются многочисленные общественные движения*, борющиеся против «дискриминации сексуальных меньшинств». В 1968 году геи и лесбиянки проводили массовые акции протеста, чтобы добиться декриминализации альтернативных сексуальных проявлений (содомии и группового секса).

Однако режим апартеида не шёл на уступки, и даже усилил борьбу с сексуальными меньшинствами – в 1976 году наказание за содомию было ужесточено.

На первоначальном этапе гей-движение* не ставило своей целью борьбу за права чернокожего населения, так как некоторые лидеры негритянской организации Африканский национальный конгресс (АНК) отличались изрядной гомофобией.

Так, например, президент ЮАР в 2009-2018 годах Джейкоб Зума, в 1960-1970-е годы – один из молодых лидеров АНК, рассказывая про свою молодость, сказал: «Когда я был молодой, гомосексуалист со мной бы рядом не стоял – я бы вырубил его в нокаут». Впоследствии он полностью изменил свою точку зрения, и об этом далее будет сказано.

Объединение усилий происходило постепенно, в течение многих лет. Решающую роль в сближении чёрных и белых борцов с апартеидом сыграл один из лидеров Африканского национального конгресса Нельсон Мандела.

Нельсон Мандела наладил практическое сотрудничество между чёрными борцами с апартеидом и белыми активистами гей-движения*.

Вице-президентом АНК Мандела стал ещё в 1952 году; его неоднократно задерживали за антиправительственную деятельность, но затем выпускали на свободу. В 1961 году Нельсон Мандела создал и возглавил организацию «Умконто ве сизве» – вооружённые силы Африканского национального конгресса.

Члены «Умконто ве сизве» действовали во всех районах ЮАР – они взрывали здания государственных учреждений, совершали диверсии на железных дорогах, взрывали трансформаторные подстанции и линии электропередач, поджигали плантации.

По этой причине власти ЮАР объявили «Умконто ве сизве» террористической организацией, а самого Нельсона Манделу – террористом.

Однако международное сообщество с такой точкой зрения не согласилось: разве можно называть террористами борцов против расовой дискриминации? Разве можно называть террористическими актами «насильственные формы политической борьбы», как именовал их Нельсон Мандела? Поэтому впоследствии Нельсон Мандела был награждён Нобелевской премией мира.

Власти ЮАР, стоявшие на страже апартеида, объявили Нельсона Манделу в розыск. Он скрывался, в начале 1962 года тайно покинул страну, несколько месяцев находился за границей, а затем тайно вернулся в ЮАР, чтобы на месте руководить насильственной политической борьбой против апартеида.

Скрываться от полиции ему помогал белый гомосексуалист Сесил Уильямс.

Сесил Уильямс был уроженцем Англии, родился в графстве Корнуолл, в Южную Африку эмигрировал в молодом возрасте в 1928 году, и со временем стал очень известным театральным режиссёром. Как сказано в одной из его биографий, «он был убеждённым коммунистом и гомосексуалистом».

Южно-Африканская коммунистическая партия (ЮАКП) при апартеиде была запрещена, за гомосексуализм и за коммунизм одинаково сажали в тюрьму, поэтому Сесил Уильямс ненавидел апартеид, что называется, «всеми фибрами своей души».

В 1950-е годы Сесил Уильямс создал в Южной Африке сеть подпольных организаций, состоявших из белых геев и лесбиянок, помогавших неграм бороться с апартеидом. Когда было создано «Умконто ве сизве», Сесил Уильямс вступил в его ряды, и стал одним из ближайших помощников Нельсона Манделы.

Именно благодаря Сесилу Уильямсу южноафриканская полиция долгое время не могла выйти на след Нельсона Манделы. Уильямс сделал для Манделы документы на имя Дэвида Мотсамайи, и официально взял его на работу в качестве водителя.

Сесил Уильямс, как его описывают, «элегантный белый джентльмен», ездил по стране в огромном блестящем лимузине, а Нельсон Мандела в качестве шофёра скромно «крутил баранку». Полицейским даже в голову не могло прийти, что в такой шикарной машине может передвигаться по всей ЮАР командир «Умконто ве сизве».

В течение длительного времени Нельсон Мандела оставался неуловимым, и с помощью Сесила Уильямса руководил борьбой против апартеида. Однако 5 августа 1962 года Нельсон Мандела и Сесил Уильямс всё же были арестованы. Полиция остановила их машину на дороге во время конспиративной поездки по стране, и хотя Нельсон Мандела предъявил документы на имя Дэвида Мотсамайи, полицейские сказали, что им известно, кто он такой на самом деле. Манделу и Уильямса задержали, и бросили в тюрьму, поместив их в отдельные камеры.

В 1964 году будущий лауреат Нобелевской премии мира Нельсон Мандела вместе с группой других арестованных борцов против апартеида был приговорён к пожизненному тюремному заключению за организацию 235 диверсионных актов (ещё раз напомним, что международное сообщество, как и сам Нельсон Мандела, не считали диверсии диверсиями – это, по их мнению, были всего лишь «насильственные формы политической борьбы»).

В отличие от Манделы, Сесилу Уильямсу очень сильно повезло. На следующий день после помещения в камеру он был выпущен из тюрьмы, так как у полиции не было прямых доказательств его личного участия в подготовке диверсий, однако его, как пособника Нельсона Манделы, помогавшего ему скрываться от апартеидовского правосудия, посадили под домашний арест. И всё же Сесилу Уильямсу удалось обмануть бдительность апартеидовской полиции, и сбежать из ЮАР. Он уехал в Великобританию, где и скончался в 1979 году в возрасте 70 лет.

В 1999 году о совместной борьбе против апартеида чернокожих африканцев и белых гомосексуалистов, о том, как этой борьбой руководили Нельсон Мандела и Сесил Уильямс, был снят документальный фильм под названием «The Man Who Drove With Mandela» («Человек, который ездил с Манделой»).

В том же 1999 году на 49-м Берлинском кинофестивале фильм «The Man Who Drove With Mandela» («Человек, который ездил с Манделой») получил кинопремию «Тедди» в категории «Лучший документальный фильм» (премия «Тедди» – это специально предусмотренная награда Берлинского кинофестиваля, вручаемая лучшим фильмам, затрагивающим проблемы сексуальных меньшинств).

Однако было бы неправильно думать, что после «посадки» Нельсона Манделы и бегства в Великобританию Сесила Уильямса совместная борьба негров и белых гей-активистов* против режима апартеида прекратилась – наоборот, всё ещё только начиналось.

В 1970-х годах в ЮАР, несмотря на запреты со стороны властей, активно действовала правозащитная организация «Rand Gay Organization»*, ставившая своей целью «борьбу с расизмом и сексизмом».

Постепенно белое гей-движение* пришло к пониманию, что бесполезно ломиться головой в бетонную стену, и пытаться своими скромными силами разрушить апартеид – было решено привлечь к борьбе с апартеидом гей-движение* всего мира.

В 1970-1980-е годы гей-активисты* во всём мире участвовали в кампании по борьбе со всеми формами дискриминации в ЮАР, требовали прекратить ущемление прав человека и по признаку расы, и по признаку сексуальной ориентации.

Если вспомнить, с какой теплотой и заботой относятся западные политики к сексуальным меньшинствам, какое огромное внимание уделяют защите их прав, нет ничего удивительного в том, что в 1970-1980-е годы в отношении ЮАР стали вводиться постоянно нарастающие санкции. По крайней мере, до тех пор, пока геи не включились в борьбу с апартеидом, санкции против ЮАР не вводились, а тут как началось...

В 1974 году Генеральная ассамблея ООН приняла решение временно приостановить членство Южно-Африканской Республики в ООН, в 1977 году Совет Безопасности ООН наложил эмбарго на поставки оружия в ЮАР, а 1978-й год был объявлен Организацией Объединённых Наций годом борьбы против апартеида

В 1980-х годах страны Западной Европы, США и Канада вводили экономические санкции против ЮАР, включавшие ограничение торговых связей по экспорту и по импорту, а также вывод своих инвестиций из ЮАР. Кроме того, у ЮАР возникали проблемы на переговорах по отсрочке выплаты долгов – Запад отказывался идти навстречу, и требовал вернуть деньги в срок.

Дошло даже до того, что в 1987 году находящаяся в Брюсселе Международная ассоциация геев и лесбиянок исключила из своих рядов одну из «голубых» южноафриканских организаций, Ассоциацию геев Южной Африки (GASA), за то, что в её составе не было чёрных гомосексуалистов! Поэтому все остальные южноафриканские гей-организации, в которых было недостаточно негров, срочно пополнили чернокожими членами свои ряды.

Во второй половине 1980-х годов в ЮАР возникла масса новых гей-организаций, включавших и чёрных, и белых членов, и они совместно с Объединённым демократическим фронтом, легальным крылом подпольного Африканского национального конгресса (АНК), начали совместную кампанию против апартеида и всех форм дискриминации.

Нарастающее международное и внутреннее давление привело некоторые круги в белом руководстве ЮАР к мысли об отказе от апартеида. В 1985 году Нельсону Манделе существенно смягчили тюремный режим, затем некоторые министры белого правительства ЮАР начали с ним тайные переговоры, причём находившемуся в заключении Манделе создали канал связи с руководством АНК, располагавшимся в Лусаке (Замбия), а в 1989 году президентом ЮАР стал Фредерик де Клерк, который начал демонтаж режима апартеида.

В феврале 1990 года Нельсон Мандела был освобождён из тюрьмы, а также была разрешена деятельность Африканского национального конгресса (АНК) и Южно-Африканской коммунистической партии (ЮАКП).

В 1992 году Африканский национальный конгресс предложил принять Билль о правах, в котором признавались бы права сексуальных меньшинств, и запрещалась дискриминация по признаку сексуальной ориентации.

В 1993 году АНК потребовал разрешить в стране однополые браки и внести в Конституцию ЮАР запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации (ни в одной конституции ни одной страны мира вопросы сексуальной ориентации в то время не затрагивались).

В 1994 году в стране прошли первые демократические (то есть, с участием чёрного населения) выборы, в ходе которых большинство мест в парламенте получил Африканский национальный конгресс, а президентом ЮАР был избран Нельсон Мандела. Режим апартеида прекратил существование.

Нельсон Мандела, не забывавший о совместной борьбе против апартеида вместе с Сесилом Уильямсом, постарался максимально гарантировать права геев и лесбиянок.

В 1994 году в ЮАР было отменено уголовное наказание за содомию, и отменены все законы, предусматривавшие какие-либо ограничения для представителей сексуальных меньшинств.

В мае 1996 года в ЮАР была принята новая Конституция, которая впервые в мире предусматривала запрет на дискриминацию людей по признаку сексуальной ориентации.

Законодательно разрешить однополые браки Нельсон Мандела не успел, и этим занялся следующий президент ЮАР, Табо Мбеки.

В ноябре 2006 года парламент ЮАР абсолютным большинством голосов (230 против 41) принял закон о разрешении однополых браков, и ЮАР стала первой и единственной африканской страной, где разрешены браки мужчины с мужчиной и женщины с женщиной.

Вице-президент АНК Джейкоб Зума (ставший в 2009 году президентом ЮАР), 28 сентября 2006 года заявил: «Я уважаю, признаю и приветствую полноценный вклад многих геев и лесбиянок в борьбу, которая принесла нам свободу, и ту роль, которую они продолжают играть в строительстве успешной, нерасовой, справедливой Южной Африки».

Добавить к этим словам нечего, всё сказано верно: вклад геев и лесбиянок в борьбу с апартеидом, которая принесла свободу чернокожим в ЮАР, был действительно полноценным.

Остаётся только сказать, что несмотря на такую явную симпатию южноафриканских властей к гомосексуализму (всё-таки единственная африканская страна, разрешившая однополые браки, причём разрешившая их раньше, чем США, Великобритания, Франция, Италия и Германия), ЮАР является одной из наиболее дружественных стран по отношению к России, в которой пропаганда гомосексуализма совершенно правильно запрещена.

ЮАР с её однополыми браками входит в группу стран БРИКС, ведущую роль в которой играют Китай и Россия, и представители ЮАР участвовали в Московской конференции по международной безопасности в августе 2022 года.

Отрадно сознавать, что хотя бы в случае с ЮАР (в отличие от стран Запада) представители сексуальных меньшинств не смогли воспрепятствовать дружественным отношениям этой страны с Россией. Большую роль здесь сыграла историческая память. Ведь не только так называемые «ЛГБТ*-активисты», Запад и ООН боролись с апартеидом. С этой формой расовой дискриминации активно боролся и Советский Союз.

Подробности того, как Африканскому национальному конгрессу (АНК) помогал Советский Союз, в том числе помогал оружием и военным обучением борцов против апартеида, а также оказывал финансовую помощь, можно прочитать в книге Ронни Касрилса «Вооружён и опасен. От подпольной борьбы – к свободе» и в книге Владимира Шубина «Горячая «холодная война»: Юг Африки (1960–1990 гг.)». Оба автора лично принимали участие в тех событиях, которые они описывают (Ронни Касрилс – со стороны АНК, Владимир Шубин – со стороны СССР).

Как следует из вышеуказанных книг, СССР поддерживал и Африканский национальный конгресс в целом, и лично таких его лидеров, как Нельсон Мандела и Табо Мбеки. Напомним, что в период власти АНК, после победы над апартеидом, в ЮАР под руководством Нельсона Манделы была принята Конституция, которая впервые в мире предусматривала запрет на дискриминацию людей по признаку сексуальной ориентации, а под руководством Табо Мбеки были легализованы однополые браки, причём значительно раньше, чем во многих странах НАТО.

Однако нет никаких сомнений, что дружественные отношения с Советским Союзом никак не повлияли на будущие симпатии лидеров АНК к такому безусловно негативному и крайне отрицательному явлению, как гомосексуализм. Скорее всего, Мандела и Мбеки поддались какому-то чужому влиянию в данном вопросе.

* Международное общественное движение ЛГБТ признано в России экстремистской организацией, и его деятельность на территории России запрещена.

Биографии
История
Музыка
Природа