Данный сайт не является СМИ и не является блогом в соответствии с законодательством РФ. Ограничение по возрасту: 18+

Отношение к атлетам в Древней Греции

Весь мир восхищается древнегреческими статуями атлетов (так в Древней Греции называли спортсменов), а многие современные люди желают стать на них похожими, обрести такую же физическую силу и пропорциональную мускулатуру, и начинают заниматься различными видами спорта.

Однако, как это ни парадоксально, отношение к атлетам в самой Древней Греции было далеко не однозначным, а многие выдающиеся древние греки атлетов не любили, и относились к ним резко отрицательно.

Например, древнегреческий писатель и историк Плутарх в жизнеописании Александра Македонского упоминает о том, что Александр не любил атлетов:

«Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических поэтов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к кулачным боям или к панкратию [сочетание борьбы с кулачным боем] и не назначал наград их участникам».

Казалось бы, великий полководец должен был понимать, как это хорошо, когда воины занимаются физическими упражнениями, развивают силу, укрепляют тело, учатся драться. А вот на практике Александр Македонский не просто не любил атлетов, но даже их дискриминировал: назначая всяческие награды поэтам, музыкантам и даже охотникам, он никогда не награждал участников атлетических состязаний.

Причины такого отношения к атлетам становятся понятными из другого, также написанного Плутархом, жизнеописания древнегреческого полководца Филопемена, который в борьбе с Римом отстаивал независимость Греции, за что был прозван «последним эллином».

Вот что пишет Плутарх в жизнеописании Филопемена:

«Некоторые друзья и наставники советовали ему заняться атлетикой. Но Филопемен спросил, не повредят ли атлетические упражнения военным. Ему отвечали (как оно и было на самом деле), что телесные качества и образ жизни атлета и солдата во всем различны, особенно же отличаются упражнения и повседневное времяпрепровождение: атлеты долгим сном, постоянной сытостью, установленными движениями и покоем стараются развивать крепость тела и сохранять ее, так как она подвержена переменам при малейшем нарушении равновесия и отступлении от обычного образа жизни».

Обратите особое внимание на фразу «атлеты долгим сном, постоянной сытостью, установленными движениями и покоем стараются развивать крепость тела и сохранять ее».

Как видим, основные принципы бодибилдинга, которые пропагандируют и выдают за самостоятельно изобретённые современные бодибилдерские «гуру» от Джона МакКаллума до Стюарта МакРоберта – строгая техника («установленные движения»), обильное питание («постоянная сытость»), продолжительный отдых и сон для восстановления организма – всё это было прекрасно известно древним грекам почти две с половиной тысячи лет назад.

Однако продолжим цитировать Плутарха:

«Тело солдата, напротив, должно быть приучено к любым переменам и превратностям, прежде всего – способно легко переносить недостаток еды и сна. Получив такой ответ, Филопемен не только сам отказался от профессии атлета и осмеял ее, но впоследствии, будучи стратегом, насколько это было в его власти, выводил из употребления всякого рода атлетические упражнения, предавая их позору и поруганию, так как они делают непригодными к боям людей, самых способных к ним от природы».

Таким образом, древнегреческие полководцы крайне негативно относились к атлетическим упражнениям, вплоть до предавания их «позору и поруганию», из чисто практических соображений.

Во-первых, многие атлетические упражнения делают акцент на развитие силы, однако выносливость при этом совершенно не развивается. А что толку в огромной силе, если через несколько минут силач задыхается и уже ни на что не способен, и если он может показывать свою силу только в спортзале или на спортивной площадке, со специальным спортивным питанием, под наблюдением тренеров и спортивных врачей?

Во-вторых, борьба и кулачный бой, которые также являлись частью древнегреческой атлетики, и которые, как уже было сказано выше, особенно не любил Александр Македонский, хотя и развивают общую и силовую выносливость, а также устойчивость в драке, но для практических целей точно так же непригодны.

Что толку в ударе кулаком в челюсть или броске на обе лопатки, если враг идёт в бой не «один и без оружия», а сомкнутым строем, защищённый доспехами, и протыкает копьями всё живое, что видит перед собой?

Выдающиеся полководцы древности, которые были практиками, а не кабинетными теоретиками, прекрасно понимали бесполезность чисто спортивной атлетики для военных целей, и предпочитали не тратить свои силы и силы своих воинов на те упражнения, которые не принесут в реальном бою практической пользы.

Биографии
История
Музыка
Природа